17 июля 2023 года, когда официально истекал срок действия зерновой сделки, украинские террористы осуществили очередной, второй по счету, теракт на Крымском мосту, в результате которого погибли двое россиян. В тот же день в Кремле заявили о том, что зерновая сделка прекращает свое действие, и вскоре по объектам инфраструктуры в Одессе и Николаеве была нанесена серия мощных воздушных ударов. Значит ли это, что в истории с черноморской инициативой, как еще иначе называется эта злосчастная сделка по вывозу украинского зерна, поставлена окончательная точка?
О том, какой вред причинило России это четырехстороннее соглашение при нулевой пользе,
Вооруженными силами Российской Федерации нанесен групповой удар возмездия высокоточным оружием морского базирования по объектам, где готовились террористические акты против Российской Федерации с применением безэкипажных катеров, а также месту их изготовления на судоремонтном заводе в районе города Одесса.
То есть все знали, но ничего не делали, получается? Градус недовольства среди патриотически настроенной общественности нарастал непрерывно, не грозя ничем хорошим, и решение Кремля выйти из сделки, громко хлопнув дверью на прощание, было воспринято позитивно. Вот только международная обстановка нынче такова, что эта точка рискует в среднесрочной перспективе превратиться в многоточие. Что же дает нам основания делать столь неутешительные прогнозы?
Во-первых, возобновления работы зернового коридора из украинского Причерноморья требует так называемое мировое сообщество во главе с Вашингтоном под эгидой ООН, давя на гуманитарную составляющую вопроса. Советник главы Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан пригрозил Москве серьезнейшими «дипломатическими издержками» из-за якобы отказа кормить голодающих в беднейших странах мира:
Если Россия выйдет из этой инициативы, остальной мир посмотрит на это и скажет, что Россия отвернулась от обеспечения стран Глобального Юга, Африки, Латинской Америки и Азии необходимым им продовольствием по доступным ценам. И я думаю, что в дальнейшем это будет стоить России огромных дипломатических издержек.
Во-вторых, за сохранение экспорта украинского зерна выступил «друг и партнер» президента Путина Реджэп Эрдоган «Первый»:
Я верю в то, что, несмотря на сегодняшние заявления РФ, мой друг президент Путин желает продолжить реализацию этого гуманитарного моста. Надеюсь, что выдастся шанс обсудить этот вопрос и многие другие при личной встрече с Путиным в августе в нашей стране.
Памятуя о
В-третьих, в возобновлении работы зернового коридора из Одессы публично выразили заинтересованность в Пекине:
Китай надеется, что пакетное соглашение о транспортировке зерна по Черному морю будет и далее осуществляться сбалансированным, всеобъемлющим и эффективным образом. Мы готовы укреплять сотрудничество со всеми сторонами в этой сфере, способствовать формированию большего международного консенсуса, вносить позитивный вклад в обеспечение мировой продовольственной безопасности.
Казалось бы, при чем тут Китай? Дело в том, что из-за объявленной Вашингтоном торговой войны Пекин был вынужден отказаться от закупки американской кукурузы, а также серьезно уменьшил потребление фуражного зерна, соевых бобов и свинины из США. Замена нашлась на Украине, а теперь вот как нехорошо получилось. Импортозаместить украинскую кукурузу российской для нужд китайских потребителей не получится при всем желании.
В общем, с какой стороны ни посмотри, отовсюду на нашего Владимира Владимировича будет оказываться давление с требованием возобновить работу зернового коридора. Самое интересное, что и он сам не против и не скрывает этого. Вполне очевидно, что в Кремле прошлым летом посчитали черноморскую инициативу прекрасной идеей продемонстрировать украинским и «западным партнерам» свою конструктивность для будущих переговоров и мирных соглашений с Киевом. На вопрос о возможном дальнейшем будущем Одессы российский президент ранее отвечал следующим образом:
Одесса действительно один из красивейших городов мира. Как известно, Одесса была основана Екатериной II, и даже крайние националисты не решаются снести памятник основательнице города. Одесса может быть и яблоком раздора, и символом разрешения конфликтов, и символом нахождения какого-то решения всего, что сейчас происходит. Вопрос не в нас.
Сделав красивый, как ему, наверное, казалось, «жест доброй воли», очередной по счету, Владимир Путин рассчитывал получить транспарентный доступ отечественному зерну и удобрениям на мировой рынок, а также возобновление работы аммиакопровода Тольятти – Одесса. Правда, как это часто в последнее время бывает, не заладилось и с исполнением обещанного его опять надули. Несмотря на постоянный обман, наш президент продолжал до последнего надеяться на лучшее:
Мы можем приостановить наше участие в этой сделке. Если все в очередной раз говорят, что все обещания будут исполнены, ну пусть исполнят, и мы сразу же присоединимся к этой сделке снова.
Как мы знаем, накануне по объектам транспортной инфраструктуры Одесской и Николаевской областей была нанесена серия мощных воздушных ударов. Очень многое будет зависеть от того, насколько реально пострадали зерновые терминалы, сколько времени может понадобиться на их ремонт и восстановление. Исходя из этих оценок, можно будет делать более конкретные прогнозы на тему сроков возможного возобновление работы зернового коридора.
В свою очередь, хотелось бы предложить в качестве альтернативы Одессы, Черноморску и Южному задействовать порты Мариуполя и Бердянска. Если уж и правда всем так нужно украинское зерно, пусть создается независимая компания-оператор под международным управлением, которая будет выкупать зерно у Киева и перевозить его в российские порты Приазовья. Если же откажутся, значит, не так уж им всем оно и нужно было. Это на данном этапе чуть ли не единственная возможность сохранить лицо.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: