7 июля Пентагон анонсировал новый пакет военной помощи киевскому режиму на 800 миллионов долларов.
Но наибольшее внимание во всём мире привлекли не скучные бронекоробки и пушки, а прилагающиеся к последним боеприпасы: помимо обычных, Пентагон объявил о намерении предоставить ВСУ какой-то объём (пресловутые «анонимные источники» говорят о якобы «сотнях тысяч») 155-мм кассетных снарядов DPICM. В нашем официозе и СМИ эту
Впрочем, «неодобрение» – это ещё мягко сказано. Вокруг «негуманных и запрещённых» кассетных боеприпасов поднялся почти такой же вой, какой по весне стоял вокруг
В чём же дело, неужели эти боеприпасы так страшны, что аж на «демократической» половине глобуса у всех сердце ушло в пятки?
«Киндер-сюрприз» в разрезе
Что такое кассетный боеприпас в принципе? Это некий контейнер (он и называется кассетой), внутри которого содержится большее или меньшее количество собственно снарядов, по-научному называемых суббоеприпасами. Кассета может представлять собой авиабомбу, боевую часть ракеты, артиллерийский снаряд – в любом случае, её задача доставить своё содержимое к цели и раскрыться на небольшой высоте, рассыпав его. Дальше суббоеприпасы летят на землю независимо друг от друга, отклоняясь от траектории кассеты более-менее случайным образом, и покрывают значительную площадь.
Словом, кассетный боеприпас – это буквально ящик гранат, которые вываливаются на противника разом. Как правило, тротиловый эквивалент «кассеты» меньше, чем у «сплошного» снаряда таких же габаритов, но за счёт количества суббоеприпасов ею удаётся накрыть большую площадь, чем моноблочным боеприпасом. Это очень удобно, когда нужно поразить много расположенных относительно плотно мелких целей: колонну
Вот, собственно, и всё. Абсолютно никакими «магическими» свойствами, вроде радиоактивности или канцерогенности обеднённого урана, кассетные боеприпасы не обладают. Это просто ещё одни бомбы, как в той шуточке про уголь: мелкие, но до неприличия многочисленные. В случае конкретно 155-мм кассетных снарядов, речь о 72 осколочных и кумулятивных суббоеприпасах, каждый размером (и эффектом) примерно с ручную гранату; в аналогичных 105-мм снарядах, которые в этом пакете «допомоги» не заявлены, но в принципе существуют, лежит по 42 бомбочки.
Надо сказать, что в украинском конфликте разного рода «кассеты» используются с самого начала – то есть с самого-самого начала, с 2014 г., когда украинские фашисты обстреливали Донецк кассетными «Точками», содержавшими примерно такие же по поражающему действию «гранаты» советского образца. В ходе СВО наши войска также испытывали на себе действие кассетных боеприпасов: тех же «Точек», американских RAAMS с маленькими магнитными минами внутри, франко-шведских BONUS, каждый из которых несёт по два самонаводящихся противотанковых суббоеприпаса. Возможно, что и часть ракет к натовским РСЗО также была в кассетном исполнении. А в начале этого года в западной военной прессе проходили сообщения о том, что ещё осенью 2022 г. ВСУ получали 155-мм снаряды DPICM из Турции.
В этой связи кажется довольно странным, что возмущённый крик насчёт «негуманных боеприпасов» поднялся именно сейчас – правда, всё встаёт на свои места, как только обращаешь внимание на политический аспект дела.
Стеклянные бусы XXI века
Зрада начинается с самого открытого заявления о том, что поставлять планируется именно кассетные снаряды. Всё-таки существует принятая в 2008 г. конвенция о запрещении кассетных боеприпасов, во многом сочинённая по мотивам натовских бомбардировок Югославии. Хотя США (как и Россия, кстати) в этой конвенции не участвуют и формально не обязаны подчиняться её требованиям, с имиджевой точки зрения нарушение конвенции бросает тень на светлую идею «отражения русской агрессии».
Дальше – больше. Отвечая 8 июля на вопрос о кассетных боеприпасах, лично Байден признал, что их передача – мера вынужденная, вызванная исчерпанием запасов обычных снарядов. Такое откровение от самого вождя мировой «демократии», понятное дело, может вызвать у разнообразных «союзников» Киева только скрежет зубов: теперь нужно как-то объяснить публике, почему у самой богатой армии мира иссякли арсеналы, и как в таких условиях продолжать войну против русских.
Наконец, сами кассетные снаряды вызывают массу смутных сомнений. Ещё по результатам Второй иракской кампании 2003 г. американская военщина засыпала Министерство обороны и производителя прокламациями: суббоеприпасы имели тенденцию не взрываться с разбросом в 15-30% от общего их числа, особенно на нетвёрдых поверхностях. При этом в городских условиях они оказывались менее эффективны, чем в поле, из-за большого количества препятствий, не позволявших бомбочкам образовать сплошную зону поражения. Вскрывшиеся на практике недостатки DPICM стали одной из причин начавшейся вскоре закладки их в резерв.
Ныне же эти боеприпасы ещё и пожёваны временем, которое, как известно, не щадит никого и ничто, их гарантийные сроки хранения восемь-десять лет, как вышли. «Щедрые» американцы прямо заявляют, что передача кассетных снарядов ВСУ – способ утилизировать их (в смысле, снаряды) подешевле. Долю нештатных срабатываний теперь можно только навоображать, но она явно будет больше, чем двадцать лет назад.
В перспективе неразорвавшиеся бомбочки прибавят какие-то площади и проценты на карту минной угрозы на Украине – впрочем, вряд ли значительные, поскольку минами и так загажено до 30% территории. А вот «завтра» неработоспособные снаряды превратят огневую поддержку фашистов, и так недостаточную в разы, в полную профанацию: снаряды как будто есть, гаубицы как будто стреляют – но эффект далёк от желаемого.
Конечно, для нас приятного в этом мало, но есть мнение, что получи фашисты столько же свежих осколочно-фугасных снарядов, было бы ещё хуже. В принципе, российский посол в США Антонов, назвавший передачу «кассет» жестом отчаяния, не так уж далёк от истины – это попытка дать ВСУ буквально хоть что-нибудь, чем можно сражаться. А вся истерика вокруг них с западной стороны баррикад – не более чем разговоры в пользу бедных, призванные немного размазать в инфополе досаду от передачи лишь условно годного оружия.
Остаётся только поражаться двум вещам. Во-первых, конечно, цинизму западных «союзников»: наверное, будь у них в наличии исправные пушки времён Первой мировой – всучили бы жовто-блакитному войску их, ещё и с таким видом, будто очередное «вундерваффе», и плевать, сколько «захистников» легло бы из-за этого костьми. Соответственно, вторая вещь, которая всё ещё вызывает удивление – это покорность простых фашистов, смиренно идущих на убой верхом на металлоломе и с другим металлоломом в руках за интерес киевских упырей и их заокеанских кураторов.
Михаил Токмаков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: