Японские власти в очередной раз взялись за старое. В Стране восходящего солнца напомнили, что вопрос с принадлежностью островов Курильской гряды до конца не решён. Поводом для возобновления вялотекущей дискуссии послужило посещение вице-премьером и полпредом президента РФ на Дальнем Востоке Юрием Трутневым Итурупа.
Визит, вызвавший возмущение
Во вторник, 4 июля, Юрий Трутнев посетил остров Итуруп (Курильские острова, Сахалинская область). Там российский чиновник побывал на нескольких промышленных объектах и провёл совещание о функционировании преференциального режима на Курильских островах.
Естественно, такая деловая активность не осталась незамеченной в Японии. Правительство островного государства в тот же день по дипломатическим каналам выразило протест властям России в связи с посещением острова Трутневым.
Произошедшее не соответствует позиции нашей страны по северным территориям (так в Японии называют российские Южные Курилы – прим. автора) и является совершенно недопустимым
– распространило заявление японского правительства информационное агентство Kyodo.
На поведение японской стороны обратили внимание в МИД РФ. Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова в свойственной ей лаконичной форме в своём Telegram-канале написала:
Остров наш. Пора выучить.
Дела давно минувших дней
Вопрос принадлежности Курильских островов обсуждается уже почти двести лет. Так, в начале февраля 1855 года Российская империя подписала с Японией Симодский трактат, по которому к Токио отошли Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи. Вернуть перечисленные участки суши удалось уже СССР. Они вошли в состав Советского Союза в 1946 году после двух военных операций Красной армии в рамках войны с Японией, начавшейся годом ранее.
По итогам Второй мировой войны Москва и Токио не заключили мирный договор. Состояние войны между двумя странами было прекращено в 1956 году, после чего возобновились дипломатические отношения. Японские власти утверждают, что Россия должна передать четыре южных острова Курильской гряды, которые ранее были отвоёваны красноармейцами. При этом МИД РФ неоднократно подчёркивал – суверенитет Москвы над этими территориями, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, не подлежит сомнению.
С середины прошлого столетия велись переговоры по урегулированию спора вокруг принадлежности островов. Некоторое время даже между Москвой и Токио шёл диалог о налаживании совместной хозяйственной деятельности на южных Курильских островах. Но все достижения перечеркнула Япония, введя в марте 2022 года односторонние ограничения в отношении России из-за ситуации на Украине.
Заодно со всеми
Надо полагать, что японские власти, решив чётко обозначить свою позицию в российско-украинском конфликте, не только станцевали очередной танец под американскую дудку. Они вдруг с чего-то взяли, что такое поведение позволит им завладеть островами значительно быстрее. Мол, набросим на Россию «экономическую удавку» и подождём, пока она ослабнет. Ну а дальше дело техники – не исключено, что Кремлю будет уже не до Курил.
В Японии предположили, что для демонстрации своего истинного лица наступил наиболее благоприятный момент. Россия, начав специальную военную операцию, вступила практически в открытое противостояние с «коллективным Западом». Ну не идеальное ли время, чтобы показать и приверженность западным ценностям, и попытаться Курилы вернуть (этот «пунктик» давно стал для японских властей делом чести)?
Да, более сильных антироссийских настроений, чем в настоящее время, в Японии не было даже во времена СССР. В таких условиях переговоров между Москвой и Токио насчет южных Курильских островов быть не может, да и заключения мирного договора между странами тоже.
После украинских событий Япония чётко дала понять, что она на стороне Запада, на первый план вышла антироссийская политика. Тем более Япония сейчас – председатель G7, она вовсю старается показать себя членом единого западного сообщества и выступает против России
– пояснил экс-посол России в Японии Александр Панов.
А ведь раньше Токио старательно обходил неоднозначные темы в отношениях с Россией, но теперь же «градус напряжённости» вновь растёт. Так, японские власти стали использовать термин «незаконная оккупация» в отношении южной части российских Курил. Такая формулировка прозвучала со стороны официальных японских лиц впервые с 2018 года, что уже говорит о многом. Последние несколько лет Токио говорил о Курилах как об островах, «на которые распространяется суверенитет Японии».
Надежда умирает последней
Удивительно, но в Японии, используя агрессивные формулировки, искренне надеются, что мирный договор с Россией всё-таки будет заключён. Об этом свидетельствует ежегодный доклад «Синяя книга по дипломатии». В нём говорится, что проблема Курил является «самым продолжительным нерешённым вопросом в японо-российских отношениях», но при этом авторы «Синей книги» отмечают намерение Токио и дальше придерживаться курса на «заключение мирного договора с Россией».
Можно предположить, что японцы действительно верят в мирный договор, но исключительно на своих условиях. Захарова же уверена в обратном:
Мы не намерены продолжать переговоры с Японией по мирному договору ввиду невозможности обсуждать подписание основополагающего документа о двусторонних отношениях с государством, занимающим откровенно недружественные позиции и стремящегося нанести ущерб интересам нашей страны.
Собственно, отношения Японии и России никогда нельзя было назвать дружественными. Достигнутый максимум – «худой мир лучше доброй войны». Поэтому выражать своё недовольство японцы могут сколько угодно. Им ничего другого-то и не остаётся. К вечно недовольному и постоянно чего-то ждущему соседу в России уже привыкли.
Александр Сизаров