Замаскировать корабли, чтобы защитить их от ударов противника, не так просто. Но Россия вспомнила о старом трюке и занялась покраской судов, пишет The Economist. Это почти наверняка собьет операторов беспилотников с толку и затруднит наблюдение за судами со спутника, уверен автор статьи.
22 июня российский военный корабль "Адмирал Эссен" был замечен на базе Черноморского флота в Севастополе в яркой новой окраске. Нос и корма теперь черные, а средняя часть — белая, из-за чего издалека корабль кажется меньше, чем на самом деле. Как отметил независимый военный аналитик Эйч Ай Саттон, аналогичной перекраске подверглись три других российских корабля Черноморского флота. Чем это вызвано?
Как известно, маскировка судов в море затруднена. Попытки обеспечить полную скрытность успехом не увенчались: даже в лучшем случае можно лишь затруднить противнику обнаружение издалека. Но в годы Первой мировой войны Великобритания и Америка начали применять для защиты своих судов методы зрительного обмана. Вместо того, чтобы прятать свои корабли, они попытались сбить противника с толку.
Британский художник Норман Уилкинсон разработал так называемый "ослепляющий" камуфляж, и с тех пор эта цветовая схема стала классической. Он предложил красить корабли пересекающимися геометрическими фигурами ярких контрастных цветов. При наблюдении в перископ (в то время наибольшую угрозу военным кораблям собой представляли именно подводные лодки) нерегулярный рисунок Уилкинсона зрительно разбивал очертания корабля, из-за чего противнику было труднее определить его габариты и направление движения. Командирам подводных лодок приходилось верно рассчитывать время упреждения при выпуске торпед по движущемуся кораблю — и любой просчет под воздействием сбивающего с толку камуфляжа мог привести к промаху. (Впрочем, эффективность этого метода до сих пор оспаривается.)
В годы Второй мировой появились и другие цветовые варианты. Например, "деформирующий" камуфляж американского флота, известный как "Схема №32". Как и в случае с "Адмиралом Эссеном", они использовали блики света и тени, чтобы затруднить противнику определение истинных размеров корабля — особенно в условиях плохой видимости. Задача стояла запутать противника и помешать ему отличить авианосцы, линкоры и другие ценные цели от крейсеров и кораблей поменьше.
После войны морской камуфляж практически сошел на нет. Визуальное наблюдение заменил радар, а подводные лодки перешли на гидролокаторы для обнаружения своих целей. Но недавние разработки возродили методы зрительного обмана. С началом боевых действий на Украине в феврале 2022 года Киев атаковал российские суда в Черном море с помощью беспилотных надводных кораблей — роботизированных катеров-камиказде, начиненных взрывчаткой. Управляет им, как правило, удаленный оператор, используя видеопоток с камеры на носу.
Новая окраска российских кораблей вроде того же "Адмирала Эссена" почти наверняка призвана сбить операторов надводных беспилотников с толку.Украина проводит свои атаки на высокой скорости, и времени на определение цели у операторов — считанные секунды. Обманчивая окраска может затруднить им обнаружение военного корабля на фоне грузовых судов и кораблей поддержки.
Саттон отмечает, что камуфляж может затруднить и спутниковое наблюдение за российскими кораблями. Некоторые системы слежения, особенно в коммерческом секторе, опознают суда при помощи искусственного интеллекта (ИИ), а его также может ввести в заблуждение необычная окраска — особенно если приходится работать с изображением низкого качества.
Живого аналитика обмануть гораздо труднее. Но в будущем это может потерять всякое значение. Уже сейчас используются так называемые "состязательные" или "вредоносные" образцы [окраски] — в них внесены невидимые для человека изменения, из-за которых ИИ ошибается с их опознанием. Так что чтобы остановить беспилотные катера, может потребоваться нечто большее, чем просто мазок краски. Но методы дезориентации и обмана противника по-прежнему имеют смысл.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: