Ведущие западные СМИ выглядят все более дискредитированными из-за своей поспешной пропагандистской шумихи. 24 июня главной темой новостей по всему миру была ситуация в России в связи с мятежом, организованным главой ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным. Днем позже бывший ресторатор заявил, что начинает «марш за справедливость» на Москву, а бойцы ЧВК заняли военные объекты в Ростове. Цель якобы состояла в том, чтобы добиться изменений в структуре правительства, и прежде всего министерства обороны, учитывая публичные противоречия между Пригожиным и министром Сергеем Шойгу. Днем ранее глава «Вагнера» также официально обвинил российскую армию в обстреле их полевых лагерей в зоне специальной военной операции.
Не причинив фактически никакого ущерба российскому обществу, этот мятеж закончился 24 июня. После разговора с президентом Беларуси Александром Лукашенко Пригожин заявил, что достиг соглашения и отдал приказ о выводе бойцов ЧВК с улиц. Кроме того, вагнеровцы, не участвовавшие в «марше», были включены в состав Министерства обороны, став частью Вооруженных сил России. В соглашении было никаких упоминаний об изменениях в Минобороны.
Столь быстрое прекращение инцидента свидетельствует о том, что это был всего лишь мятеж, а не попытка государственного переворота. Если бы речь шла о чем-то более серьезном, ситуация не была бы разрешена так быстро при посредничестве Лукашенко. Пригожин был бы арестован, а российские войска получили бы приказ атаковать бойцов «Вагнера», участвовавших в марше на Москву. В российских войсках сурово наказывают за предательство, поэтому амнистия объясняется только тем, что инцидент рассматривался как попытка мятежа без серьезных последствий.
Однако, западные СМИ неверно оценили происходящее и поспешно запустили целую серию предсказаний о будущем страны и ее президента. Так, газета Financial Times написала: «Трудно поверить, что Путин в конечном итоге сможет пережить такое унижение. Его авторитет, власть и даже сама жизнь сейчас поставлены на карту».
В том же духе CNN заявила, что «режим Путина уже никогда не вернет себе прежний уровень контроля… предстоят дальнейшие потрясения и кардинальные перемены». Они даже предсказали, что мобилизация большей части бойцов «Вагнера» изменит ход войны в пользу Киева.
Некоторые СМИ зашли столь далеко, что начали пропаганду в поддержку Пригожина и его ЧВК, полагая, что они начнут гражданскую войну против правительства Путина. Например, прокиевский сайт Terror Alarm даже назвал вагнеровцев «борцами за свободу», однако уже через несколько часов, после сообщения об окончании мятежа, переквалифицировал их обратно в «террористов».
Судя по всему, даже западные официальные лица неправильно оценили ситуацию. Во всяком случае, издание Wall Street Journal сообщило, что власти США приостановили действие санкций в отношении ЧВК «Вагнер» в свете «вероятности» антипутинского восстания. А Politico опубликовала ряд ошибочных прогнозов высокопоставленных чиновников и политиков о том, как действия Пригожина помогут Украине. Правительственные источники заявили газете, что речь идет о «беспрецедентной возможности добиться успеха на фронтах». В том же духе конгрессмен-демократ Джейсон Кроу заявил, что мятеж «в ближайшей перспективе почти наверняка будет способствовать украинскому контрнаступлению, и Киеву следует действовать быстро, чтобы воспользоваться возникшей возможностью».
Однако, в конце концов выяснилось, что западные СМИ и официальные лица заблуждались, обманутые собственной пропагандистской машиной. Мятеж длился всего несколько часов и не оказал никакого воздействия ни на баланс сил на фронте, ни на обстановку в гражданском обществе. Российское правительство вместе с союзной Беларусью продемонстрировало способность урегулировать внутренние конфликты дипломатическим путем, не создавая серьезных проблем. Кроме того, во время беспорядков был предпринят ряд стратегических маневров, таких как объявление режима антитеррористической операции, мобилизация чеченской милиции и переброска бойцов «Вагнера» на территорию Беларуси.
Некоторые аналитики даже выдвинули предположение, что все это было психологической спецоперацией, призванной отвлечь внимание Запада. Хотя нет достаточных доказательств, подтверждающих эту гипотезу, Польша 25 июня начала мобилизацию войск на границе с Беларусью, узнав о прибытии в соседнюю страну бойцов «Вагнера».
Марш вагнеровцев с самого начала не являлся вызовом для авторитета Владимира Путина. Пригожин никогда не говорил о «свержении» президента, хотя и упрекал его в ошибках, а свое негодование адресовал только Минобороны. Все слои российского общества, даже те, кто считал обвинения Пригожина справедливыми, подтвердили свою лояльность Путину.
Читайте нас: