В США вступил в силу Акт о финансовой ответственности 2023 года (Fiscal Responsibility Act of 2023). Он приостановил действие лимита американского "госдолга". В связи с этим западные СМИ объявили о том, что Штаты "избежали дефолта и спасли мировую экономику". Однако в реальности принятие нового закона больше похоже на легализацию очередной мошеннической (коррупционной) схемы.
Следует заметить, что в законодательстве США нет такого понятия, как "государственный долг". Есть термин "публичный долг Соединенных Штатов" (the Public Debt of the United States). В поправке XIV к Конституции США этим термином именуются долговые обязательства, санкционированные актами конгресса (authorized by law). Парламент произвольно определяет, что считать "публичным долгом", а что нет.
Такой подход ведет к парадоксальной ситуации. США отказываются отвечать по тем долгам, которые в соответствии с правовыми обычаями должны считаться "государственным долгом". И напротив, берут на себя ответственность за то, что не может считаться госдолгом.
Так, к категории "публичного долга" не относятся долги отдельных штатов, государственных корпораций или тех лиц, чья задолженность гарантирована правительством. Не относятся и некоторые обязательства федерального правительства перед получателями социальной помощи, органами здравоохранения.
В то же время к "публичному долгу" отнесены долги федеральных агентств.
Уточним, что эти учреждения имеет особый статус в системе государственного управления США. По сути, это частные компании, наделенные статусом надзорных государственных органов, регулирующие определенные сферы госуправления. Их полномочия утверждаются специальными актами конгресса. Соответственно, они подотчетны только парламенту. В таком статусе федеральные агентства действуют независимо от правительства и не подчиняются даже президенту.
Одним из примеров таких агентств является ФРС. Федрезерв исполняет функции центробанка и при этом представляет собой обычное акционерное общество. И таких агентств в США более 200. По долгам каждого из них формально отвечает правительство. Хотя юридически последнее не должно было бы отвечать по задолженности частных компаний, пусть и уполномоченных конгрессом.
Долговые обязательства в СЩА оформляются специальными казначейскими обязательствами, которые называются "трежерис" (treasuries). Чтобы заинтересовать покупателей этих ценных бумаг, им гарантируется выплата процентов, ставки по которым привязаны к ключевой ставке ФРС. Чем выше ставка Федрезерва, тем больше выплаты.
Специфика государственного устройства США ведет к тому, что держателями казначейских облигаций являются федеральные агентства и связанные с ними страховые фонды. Они получают долговые облигации в обмен на задолженность. И по этим ценным бумагам им полагаются проценты. На сегодняшний день более 53% всех казначейских обязательств США находятся у федеральных агентств и связанных с ними страховых фондов. Поэтому они больше других заинтересованы в росте американского долга. Ведь чем больше долг, чем выше проценты по treasuries, тем масштабнее будут их доходы.
Размер процентов по казначейским облигациям привязан к ключевой ставке ФРС. С марта 2022 года она выросла с 0,00–0,25 до 5,00–5,25%. Это означает, что за последний год проценты по treasuries выросли в пять раз! Соответственно, те, кто получит новые казначейские облигации в соответствии с Актом о финансовой ответственности, извлекут пятикратную прибыль. Причем эта прибыль может оказаться еще выше. В июле ожидается очередное повышение ключевой ставки ФРС до 5,25–5,50%, а до конца года – до 5,75–6,00%.
Новый закон предусматривает, что лимит публичного долга не будет действовать до 1 января 2025 года. В этот период казначейство вправе выпустить неограниченное количество treasuries. 2 января 2025 года потолок публичного долга должен быть увеличен на сумму тех облигаций, которые выпустят к тому времени. И на всю эту сумму будут начисляться повышенные проценты, львиная доля которых уйдет в карманы фактически хозяев федеральных агентств.
И последнее. В США законодательно не определен термин "дефолт". Вместо этого термина принято использовать понятие "кредитные риски" (credit risk). Если США не вернут кому-либо долг, то это не означает ответственности правительства. Это означает, что потерпевшие неправильно оценили свои риски, ввязались в рискованную операцию и... прогорели. Одно слово: "пирамида".