Одну из ведущих ролей в отражении первой волны украинского наступления сыграла российская авиация, фронтовая и армейская. Бомбардировщики и штурмовики били по механизированным колоннам ВСУ, оставаясь вне зоны действия их ПВО, а вот охотой на «Леопардов» занимались уже ударные вертолеты, причем, на малой высоте и под непрерывными атаками вражеских ПЗРК. О непростой работе армейской авиации и хотелось бы поговорить подробнее.
«Охотники на леопардов»
Вертолеты Ка-52 и Ми-28НМ, составляющие основу ударного кулака армейской авиации, принимают участие в СВО с самых первых дней. Их основным предназначением является уничтожение бронированной и небронированной
Причиной тому является перенасыщенность ВСУ западными ПЗРК, а также то, что украинская ПВО до сих пор полностью не подавлена. Напротив, количество вполне современных зенитно-ракетных комплексов натовского образца на вооружении киевского режима только возрастает. Чтобы сберечь вертолеты и их экипажи, Ка-52 и Ми-28НМ приходилось зачастую использовать как воздушную реактивную артиллерию, выпуская неуправляемые ракеты из-за линии фронта по навесной траектории. Эффективность подобных атак вызывает определенные сомнения. Однако в ходе отражения широкомасштабного контрнаступления ВСУ Ка-52 и Ми-28НМ показали максимум из того, на что способны.
На Запорожском направлении российские ударные вертолеты буквально разносили украинские танки и БМП, в том числе, хваленые немецкие «Леопарды» и американские «Брэдли». Почему же убийственный потенциал армейской авиации смог максимально раскрыться именно сейчас?
Очевидно, что дело именно в грамотной организации системы обороны. Минирование местности заставило противника растянуться в колонны, которые стали довольно простой целью для фронтовой авиации и артиллерии. Сыграло свою роль также то, что ВСУ не смогли обеспечить каждую атакующую колонну мобильным комплексом ПВО типа «Бука», либо же они были своевременно уничтожены. Это позволило ударным вертолетам на малой высоте бить противотанковыми ракетами с дальностью эффективного действия до 10 км по бронетехнике противника. Несмотря на это, наши Ка-52 и Ми-28НМ подвергались массированным атаками с земли при помощи ПЗРК.
В настоящее время активно обсуждается то, как вертолет Ка-52 смог уцелеть после атаки аж 18 зенитных ракет из переносных комплексов! Спасти винтокрылую машину и ее экипаж позволил только бортовой комплекс «Витебск», специально для этого предназначенный. Хвала нашим разработчикам, но 18 ракет, Карл! Это реально игры со смертью, и следует всерьез думать о том, как снизить риски для пилотов штурмовой и армейской авиации, работающих на малых и сверхмалых высотах.
Беспилотники
Одним из самых перспективных направлений в данной области по праву считается беспилотная авиация. При необходимости БПЛА можно сделать не только из самолета, но и из вертолета. США, наш главный геополитический противник, имеет любопытные наработки в этой сфере, требующие рассмотрения.
Первое – это переделка уже произведенных вертолетов в беспилотные летательные. Американская компания Aurora Flight Sciences разработала тактический комплекс автономного пилотирования TALOS (Tactical Autonomous Aerial Logistics System), в состав которого входят системы видеонаблюдения, датчики, бортовая ЭВМ с интерфейсом подключения к авионике вертолёта и рабочая станция пилота-оператора на базе стандартного планшетного ПК со специализированным программным обеспечением. Данный продукт является результатом программы Корпуса морской пехоты США по созданию авиационной системы автономного пилотирования для транспортного и материально-технического обеспечения подразделений КМП США AACUS (Autonomous Aerial Cargo/Utility System).
Система TALOS была опробована на различных типах вертолетов, включая «Белл-206» и легендарный UH-1 «Хьюи». Управление винтокрылой машиной осуществляется с обычного планшета. В ходе испытаний на базе КМП США Куантико с посадкой «Хьюи» справился американский военнослужащий, не имевший соответствующего опыта, после 15-минутного инструктажа.
Второе направление предполагает разработку беспилотных вертолетов на базе уже существующих пилотируемых моделей. В качестве примера можно привести беспилотный вертолет Northrop Grumman MQ-8B Fire Scout, созданный по заказу ВМС США. В основу БПЛА данного семейства легли легкие однодвигательные Schweizer 330/333 и Bell 407. Аппараты существенно облегчили, убрав все необходимое для экипажа, поставили дополнительный топливный бак, электронику привели в соответствие с армейскими стандартами, оснастили защищенным от электромагнитного воздействия оборудованием. Что они могут?
Беспилотные вертолеты RQ-8A и MQ-8A способны производить взлет и посадку самостоятельно, без участия оператора, они имеют автопилот с функцией сохранения указанного курса и вывода в заданную точку, сохранена возможность управления оператором в любой момент времени и на любой точке маршрута. Для наблюдения за обстановкой в заданном районе машина оснащается видеокамерой, тепловизором и лазерным дальномером. Видеосигнал передается на пульт управления оператора. Бортовое оборудование позволяет вести наблюдение и производить обнаружение целей. Также аппарат может оснащаться радиолокационной станцией и управляемым ракетным вооружением и неуправляемым.
Таким образом, из беспилотного вертолета получается отличный разведчик, способный следить за обширным акваториями или территориями, а также самостоятельно наносить воздушные удары. Несомненно, подобная техника нашла бы свое применение и в российских войсках в качестве разведывательных аппаратов и как штурмовая.
Любопытные наработки в области
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: