В Вашингтоне борьба нескольких группировок развернулась вокруг вопроса, как США должны подходить к конфликту на Украине, но вопрос финансирования уже решен, заявил в интервью Parlamentní listy бывший чешский дипломат Петр Друлак. Как бы ни завершился конфликт, платить за все будет Европа.
Интервью с экспертом по международным отношениям и бывшим дипломатом Петром Друлаком (Petr Drulák).
Parlamentní listy: Изданию "Вашингтон пост" удалось получить записи, из которых следует, что Владимир Зеленский подумывал уничтожить нефтепровод "Дружба", ведущий, в том числе, и в Чешскую Республику. Кроме того, он рассматривал возможность нанести удары по российской территории и захватить российские поселки у границ с Украиной. В итоге этого не произошло, но что это говорит о ситуации? Насколько важно, что данная информация появилась именно в этом американском издании?
Петр Друлак: К любой информации подобного рода стоит относиться с большой осторожностью. Особенно если она появляется в СМИ мэйнстрима, поскольку они очень осторожно сообщали о предыдущей утечке. Кроме того, мы не знаем, является ли эта информация частью ранее утекшей, или перед нами нечто новое. Предыдущие утечки комментировались на официальном уровне, и о них говорили, что информация в них недостоверна. А теперь мы видим такое. Так что это, новая утечка из американских источников или еще "первая партия"? Мы толком не знаем, и мне это до конца неясно.
С другой стороны, ясно, что Украина пытается активно втянуть в этот конфликт остальных. В этом нет ничего удивительного. Такова украинская стратегия, которая реализуется уже давно. Украинцы считают, что вправе так поступать, потому что сначала в конфликт себя позволили втянуть британцы и американцы, а теперь у них явно кончаются силы. Поэтому украинцы, по понятным причинам, требуют от Запада активизировать поставки всех необходимых вещей. Самый простой путь к этой цели— эскалация конфликта. Украина, конечно, делает на это ставку, и утекшие данные это подтверждают, хотя мы не можем быть уверены в их достоверности.
— А почему информацию опубликовало именно влиятельное издание "Вашингтон пост"?
— Это может быть случайность, а может быть проявлением борьбы разных группировок в Вашингтоне. Одни хотят выйти из конфликта, а другие хотят продолжать. Можно сказать, что американские сторонники ухода из вооруженного конфликта утечкой желают показать, что Владимир Зеленский превращается в весьма опасного вассала, который может причинить ущерб. Я вполне такое допускаю, но опять-таки подчеркну, что я лишь предполагаю.
— Уже давно говорят об украинском контрнаступлении, и все его ждут. Кроме того, мы слышим о том, что если украинцы не справятся, дли них это будет началом конца. Об этом даже говорил президент Чехии Петр Павел.
— Оценивая все информацию, которая циркулирует в этой связи, можно отметить явное желание официальных источников умерить ожидания. Они подчеркивают, что вообще нет уверенности в готовности украинцев к контрнаступлению. Его долго анонсировали и, можно даже сказать, пропагандистски использовали, а потом вдруг заговорили о том, что к нему нужно получше подготовиться. Ситуация весьма непрозрачная. Единственное, что я могу с уверенностью отметить, так это желание умерить всяческие завышенные ожидания, связанные с контрнаступлением Украины.
— Владимир Зеленский побывал во Франции и в Германии. Он обнимался перед камерами с Эммануэлем Макроном, хотя, насколько известно, Франция весьма скептически оценивает шансы Украины на победу. Как вы это объясните?
— Франция позволила поставить себя в положение, которое в принципе ей не свойственно. Она встала на более "атлантистские" позиции, чем привычны для нее. Что касается Эммануэля Макрона, то его поведение меня не слишком удивляет, поскольку этот человек, работая на посту министра, он отвечал за экономику, продвигал американское влияние и участвовал в очень сомнительной приватизации. И если время от времени он говорит что-нибудь в стиле де Голля, то это чистый "пиар", за которым, как правило, не скрываются конкретные шаги французской дипломатии.
Сейчас Владимир Зеленский выигрывает время, ездит по Европе и пытается убедить как можно больше колеблющихся лидеров в том, что поддерживать его по-прежнему целесообразно. Владимир Зеленский хорошо понимает, что как только западная поддержка Украины ослабнет, с ним будет покончено. Его положение на Украине держится на поддержке Запада. Американцы все чаще дают понять, что ожидают финансовой поддержки Украины, прежде всего, от Европы. Возможно, Владимир Зеленский работает в том же направлении, и, может, сами американцы посоветовали ему самостоятельно убеждать европейцев. Пока Европа играет в эту игру, и в Ахене ему даже вручили премию Карла Великого, а теперь он отправился в Великобританию и продолжает свое турне ради того, чтобы убедить европейцев не отказывать ему в помощи.
— В Соединенных Штатах Америки все звучнее голос Дональда Трампа. Могут ли приближающиеся президентские выборы оказать влияние на развитие украинского вооруженного конфликта или отношение США к нему?
— В этом можно быть уверенными, что бы в Америке ни произошло. Неважно, кто там будет у власти, но главное, что американцы уже решили — платить будет Европа. В этом вопросе в США царит внепартийный консенсус. Многое в вооруженном конфликте на Украине остается неопределенным, но в этой американской позиции мы можем быть уверены. Американцы считают, что платить должна Европа.
— Я бы также хотел поговорить о Турции, где в воскресенье в первом туре президентских выборов Эрдогану для победы не хватило менее процента. Через две недели все станет ясно. Чего нам ждать?
— Следует отметить, что коалиция Реджепа Эрдогана получила большинство в парламенте. Это очень важно, поскольку парламент играет значимую роль в турецкой политике. Это не монархия. Эрдоган будет держать парламент под контролем. Что касается президентских выборов, то его победа практически гарантирована. Если ориентироваться на то, что писали европейские СМИ, то можно было подумать, что Эрдоган обречен на провал. Это ясно следовало из комментариев обозревателей в европейской печати накануне первого тура президентских выборов. По-видимому, отчасти желаемое выдавалось за действительное, и хотя в первом туре он победил с небольшим отрывом, перед вторым туром он занимает весьма сильную позицию.
В вопросе Украины Эрдогану удалось то, что его последователи хотели бы продолжить. Речь о поддержании диалога со всеми сторонами. Эрдоган способен говорить об Украине с Москвой, Киевом и Вашингтоном. Конечно, многое ему не удалось во внутренней политике. В частности, говорят о проблеме инфляции или реакции на землетрясение. Но с точки зрения дипломатии в последние годы он добился чрезвычайных успехов. Вопрос в том, как с его достижениями поступил бы возможный преемник. Как бы там ни было, в области внешней политики нынешний президент Турции — самый успешный лидер за многие годы. Быть может, это не соответствует европейским интересам, но на выборах они роли не играют.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: