О чём говорили Пашинян и Алиев в Брюсселе?
Май отмечен беспрецедентной активностью армяно-азербайджанских переговоров. С 1 по 4 мая министры иностранных дел двух государств Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов вели переговоры в Арлингтоне при посредничестве Энтони Блинкена, завершившиеся без каких-либо внятных результатов.
4 мая премьер-министр Армении Пашинян и президент Азербайджана Алиев несколько часов беседовали в Брюсселе при участии главы Евросовета Шарля Мишеля. По словам европейского дипломата, «лидеры выразили недвусмысленную приверженность Алма-Атинской декларации 1991 года и, соответственно, территориальной целостности Армении площадью 29,8 кв. км и Азербайджана площадью 86,6 кв. км. (территории согласно административным границам бывших советских республик - Прим. авт.) Окончательная делимитация границы будет согласована в ходе переговоров». Согласована повестка первого совместного заседания комиссии по делимитации и безопасности границ, которое должно пройти в ближайшие дни в одном из приграничных районов. На 19 мая намечена встреча глав внешнеполитических ведомств двух стран в Москве, а 1 июня первые лица Азербайджана и Армении должны вновь сойтись в Кишинёве «на полях» очередной общеевропейской сходки.
Как водится, дипломатические контакты Баку и Еревана сопровождаются периодическими всполохами приграничных столкновений. Нередки с обеих сторон и «шпильки» в адрес России, якобы неспособной выполнять взятые на себя обязательства в рамках трёхстороннего соглашения, согласованного по итогам «осенней» войны вокруг Нагорного Карабаха 2020 года. В свою очередь в Азербайджане, установив в одностороннем порядке на Лачинской дороге контрольно-пропускной пост, периодически обвиняют российских миротворцев в потворствовании подвозу «армянским сепаратистам» оружия в нарушении договорённостей 2020-2021 годов.
Контроль территорий в Нагорном Карабахе
Ссылаясь на 9-й пункт трёхстороннего заявления, в Баку настаивают на открытии сквозного железнодорожного и автомобильного сообщения через Сюникскую область Армении между основной территорией Азербайджана, Нахичеванской автономией и далее в Турцию. Как следует из заявлений Шарля Мишеля, по крайней мере, вопрос железной дороги через Мегри в ходе брюссельских переговоров поднимался. В Армении опасаются потери стратегически важного 42-километрового участка государственной границы с Ираном, а отдельные «горячие головы» и вовсе обвиняют Москву в проведении антиармянской политики, во имя собственных интересов якобы играющей в одной «команде» с Анкарой и Баку. В недавнем интервью об этом в очередной раз пространно рассуждал секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян, попутно признав наличие в Ереване дискуссий относительно возможного выхода из ОДКБ.
Памятник участникам операции "Немезис"
Под предлогом открытия в Ереване 24 апреля памятника участникам операции «Немезис», ликвидировавшими в начале 1920-х годов многих бывших руководителей младотурецкого режима в Османской империи и мусаватистского Азербайджана, в Анкаре закрыли воздушное пространство Турции для самолётов армянских авиакомпаний. И хотя Пашинян полагает решение об установке памятника героям «Немезиса» ошибочным, власти Еревана
Таким образом, несмотря на эпизодические армяно-турецкие контакты и опосредованную торговлю через территорию Грузии, железнодорожная блокада Армении западным соседом сохраняется, перешагнув в апреле 30-летний «юбилей», и перспектив её снятия не просматривается. «Соревновательное партнёрство» Москвы и Анкары в регионах, где их интересы так или иначе соприкасаются (Кавказ, Центральная Азия, Ближний Восток), не слишком влияет на позицию Анкары, где по-прежнему настаивают на заключении мирного договора между Баку и Ереваном в качестве предварительного условия нормализации армяно-турецких отношений. Такое положение не может не влиять на внутриполитическую ситуацию в Армении, включая внешнеполитические метания официального Еревана и его периодические реверансы в сторону Запада.
Руководство Южно-Кавказской железной дороги (концессионер Армянских железных дорог Армении с 2008 года) неоднократно заявляло о готовности начать работы по восстановлению приграничного 30-километрового участка Гюмри – Ахурян – Догукапы, выходящего на сопредельный Карс на востоке Турции. Интересно, что, несмотря на тогдашние недружественные отношения Советского Союза с Турцией, по
«…Южно-Кавказская железная дорога может ежегодно перевозить в Турцию и обратно от одного до двух миллионов тонн грузов и большое количество пассажиров в случае открытия границы между Арменией и Турцией. После принятия соответствующего политического решения обеих стран. Сегодня Армения связана железными дорогами с внешним миром только через Грузию… ЮКЖД готова начать эксплуатацию приграничного с Турцией участка в течение двух дней после открытия границы. Но мы не ведем бизнес в сослагательном наклонении», –
Несмотря на периодические обещания, до сих пор
Карта железных дорог Армении (зеленый цвет – регулярные перевозки) и заброшенные вагоны на линии Иджеван - Казах
То же самое можно сказать и про участок железной дороги, связывающей Иджеван на северо-востоке Армении с Казахским районом Азербайджана, а через него – с Тбилиси и Баку. Не действующий с 1991 года 45-километровый участок отчасти соприкасается с бывшими азербайджанскими анклавами в Тавушском районе, которые могут стать очередным поводом к противостоянию. Между тем именно этот маршрут обеспечивает кратчайшее расстояние железнодорожных перевозок между РФ, с одной стороны, и Арменией и Турцией – с другой.
Можно предположить, что в ходе московской встречи 19 мая Москва вновь попытается сблизить позиции Баку и Еревана, включая возобновление работы трехсторонней комиссии вице-премьеров,
Андрей АРЕШЕВ
Читайте нас: