Полигон получил название «Чауда» — по названию мыса, на котором он расположен. Главнокомандующий квалифицировал Чауду как первый полигон современного качества, который будет обслуживать ВКС. На нем будут работать летчики-испытатели ГЛИЦ им. Чкалова (Государственного летно-испытательного центра). Сейчас испытания новой авиатехники проводятся в Ахтубинске Астраханской области, где и базируется ГЛИЦ. О том, станет ли Чауда филиалом Ахтубинска, или же командование Центра переберется в Крым, главнокомандующий не сообщил.
Создание новых военных баз — дело не только хлопотное, но и дорогостоящее. В связи с чем возникает вполне естественный вопрос: а не проще ли было бы внедрить новую испытательную аппаратуру на старом полигоне с устоявшейся инфраструктурой и накопившим громадный опыт штатом специалистов? Ведь Центр базируется в Астраханской области с 1949 года. К тому же в этом регионе для полетов гораздо просторнее, чем в Крыму.
На первый взгляд, главный мотив, может быть, и единственный — чисто политический. То есть присутствие на полуострове мощной военной базы должно умерить пыл желающих вернуть Крым Украине. Так сказать, Севастополь — это, конечно, хорошо и очень солидно, но пусть наряду с флотом будет еще и авиация.
Однако существуют и вполне практичные мотивы, направленные на повышение мастерства российских пилотов. Дело в том, что рельеф, климат и прочие географические параметры в районе полигона напоминают сирийские. И командование ВКС хотело бы закрепить боевой опыт, приобретенный русскими летчиками во время нанесения воздушных ударов по позициям игиловцев. Как сообщил главнокомандующий, расстановка мишеней и их профиль будут, в частности, напоминать караваны автоцистерн, в которых террористы возили ворованную нефть в Турцию.
Есть и еще один момент, также вполне прагматичный. Географические параметры региона также близки и к турецким. Да и Турция совсем рядом. И крайне полезно держать энное количество боевых самолетов поблизости от непредсказуемого соседа. Не страна, конечно, непредсказуема, а ее нынешний президент.
Что же касается Вооруженных сил Украины, то они, естественно, существенной угрозы не представляют. Правда, может быть, придется пару раз пройти для острастки на бреющем, если каким-либо маргиналам из какого-нибудь полукриминального батальона вздумается сунуться на полуостров.
На полигоне будут базироваться самолеты и вертолеты широкого спектра боевых возможностей. И истребители, и штурмовики, и палубные самолеты, и ударные вертолеты, и спасательные. Самым мощным, по словам Бондарева, будет дальний бомбардировщик Ту-22М3. При этом помимо испытаний новой техники в Крыму будет осуществляться летная подготовка российских пилотов. Логично предположить, что пилоты, воевавшие в Сирии, будут передавать свой опыт курсантам.
Почему украинцы сбили Ту-154
Виктор Бондарев представляет полигон как абсолютно новый. Однако это справедливо лишь в отношении новейшей техники, которая на нем будет эксплуатироваться. Место же это давно прекрасно известно отечественным летчикам и авиационным технарям. А также заморским шпионам, для обуздания которых на мысе в 50-е годы прошлого века был введен пропускной режим.
До 1991 года здесь существовал полигон 3-го Научно-исследовательского Краснознаменного института (ГНИКИ) ВВС им. В.П.Чкалова, в/ч 36851-А. В момент основания, в 1952 году, он назывался Летно-испытательный центр НИИ-15 ВВС ВМС. Здесь испытывались практически все самолеты и вертолеты морской авиации.
В частности, прошли полный цикл испытаний и получили добро на запуск в серийное производство вертолет-вагон Як-24, гидросамолет Бе-12 «Чайка», противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, самолет с вертикальным взлетом и посадкой Як-38, вертолеты морской авиации Ка-25, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ми-14, самолеты Су-27КР, МиГ-29К, Ил-76МДПС.
Здесь испытывались различные системы вооружений — торпеды, глубинные бомбы, противолодочные буи. А также средства экстренного спасения экипажа. Прославленный испытатель Юрий Гарнаев доводил до ума систему аварийного отстреливания лопастей вертолета Ми-4. Здесь отрабатывалась технология катапультируемых кресел различных типов и даже десантируемых с Ан-12ПС дистанционно-управляемых спасательных катеров «Ёрш».
На полигоне, располагавшемся неподалеку от Феодосии, работал целый ряд испытателей, вписавших свои имена в историю отечественной авиации. Случались трагедии. Одной из наиболее опасных и героических специализаций было испытание авиационных катапульт. Одним их таких героев был Валентин Иванович Данилович (1936 — 1970). Он был мастером спорта СССР по парашютному спорту. Сергей Павлович Королев включил его в отряд космонавтов, готовившихся для полетов на Луну. Данилович испытывал скафандр, предназначенный для выхода в открытый космос, в условиях искусственно созданной на борту Ту-104 невесомости.
Но самым сложным и опасным было испытание авиационных катапульт. В 1970 году Данилович героически погиб во время испытания катапульты К-36, совершив прыжок с самолета Су-7Л.
Чауда тесно связана и с отечественной космонавтикой. Именно здесь первый отряд космонавтов проходил тренировки на выживаемость в случае морского приводнения. Здесь испытывались многокупольные парашютные системы возвращаемых космических аппаратов «Восход» и «Союз».
После того, как Крым отошел к Украине, все пошло прахом. На мысе Чауда начал действовать Государственный авиационный научно-испытательный центр Министерства обороны Украины (ГАНИЦ МОУ). И если в 3-е управление ГНИКИ попадали служить только опытные летчики-испытатели и инженеры из академии Жуковского, преимущественно с красными дипломами, то в 90-е годы начался приток «специалистов» низкой квалификации. Деградация достигла такой степени, что именно с Чауды, где должна быть военная элита, а не «чайники» из какой-нибудь заштатной воинской части, в 2001 году был сбит Ту-154, следовавший рейсом Тель-Авив — Новосибирск.
Ветераны 3-го управления Центра им. Чкалова вспоминают, что на Чауде эксплуатировались эффективные системы внешнетраекторных измерений как в оптическом («Вега»), так и в радиолокационном («Кама») диапазонах. Однако они находятся в плачевном состоянии в результате эксплуатации некомпетентными украинскими сотрудниками ГАНИЦ МОУ. К тому же появилась более современная аппаратура, которая будет внедряться на возвращенном России полигоне.
Из всего вышесказанного следует, что Чауда — отнюдь не новый полигон, в создание которого с нуля необходимо было бы вложить громадные средства. И выбор на него пал не только из-за политических соображений. Новому роду войск — ВКС — требовался полигон, где можно было бы не только отрабатывать совместную работу авиации и спутниковых систем, но и шлифовать приемы взаимодействия с другими родами войск. В данном случае с ВМФ, включая корабли, подводные лодки и морскую авиацию. Нанесение испытательных и тренировочных ударов будет производиться по всем четырем возможным направлениям: берег-море, море-берег, берег-берег, море-море.
В начале статьи мы рассматривали вариант использования для ВКС старых полигонов в Астраханской области. Однако этот регион соответствует не всем требованиям, выдвинутым командованием ВКС к географическому расположению своего главного полигона:
— наличие стационарного аэродрома;
— незамерзающая морская акватория с малыми (менее 100 м) и большими (до 1500 м) глубинами;
— климатические условия, обеспечивающие минимальное влияние на сроки проведения испытаний;
— развитая инфраструктура в местах расположения подразделений;
— наличие сухопутного полигона для отработки задач по наземным объектам;
— наличие морского полигона с протяженностью трассы для пуска авиационных средств поражения не менее 300−350 км;
— наличие квалифицированного летного, испытательного и инженерно-технического персонала для проведения испытаний.
Полигон Чауда в полной мере соответствует всем этим требованиям. Ну, или почти всем. Не слишком высокий уровень профессионализма сотрудников бывшего украинского полигона можно повысить за счет привлечения свежих сил с материка. Можно предположить, что служить в комфортных условиях Крыма согласятся многие специалисты.
Читайте нас: