Кто они — бойцы, которым поручена реализация последней надежды Зеленского — пресловутое "контрнаступление"? Этим вопросом задался французский журнал "Пуэн" и отправил репортера в украинские центры военной подготовки. Корреспондент обнаружил там отнюдь не "рексов спецназа".
Чтобы иметь возможность нанести ответный удар, Киев должен призвать в армию около 40 тысяч человек, которые должны быть обучены по нормам НАТО — но в основном со старым советским оружием.
"Вот ваша бедренная артерия. Если в нее попадет пуля или осколок, у вас есть меньше минуты, чтобы наложить жгут, прежде чем вы истечете кровью. Так что не теряйте времени, тренируйтесь прямо сейчас!" Инструктор откладывает "наглядный материал" школьного типа со схемой кровообращения в теле человека. Он вглядывается в лица присутствующих. Перед ним около тридцати мужчин разных возрастов. Все они начинают неуклюже пытаться наложить на бедро черный жгут. Сноровки пока мало, но старания много: стоит полная тишина, а лица большинства напряжены от старания и волнения.
Еще несколько недель назад эти люди жили обычной жизнью. Через несколько дней они окажутся на передовой самого страшного конфликта, который знала Европа со времен Второй мировой войны. Они окажутся в окопах восточной Украины.
Все они входят в группу из ста новобранцев пехотного батальона "Днепр-1". Последние шесть недель они изучали азы военного искусства в бывшем летнем лагере, затерянном в лесу. Некоторые, призванные силой, сидят с кислым лицом. "Меня взяли с места работы. Я был готов к этому, но мне страшно. Многие из моих друзей, мобилизованных до меня, живыми не вернулись", — говорит с волнением Роман, тридцатилетний шахтер из города Угледар в Донбассе.
Рядом с ним Сергей, 37-летний рабочий, тоже выглядит хмурым. Он пытается получить от военных медиков справку, которая бы сделала невозможной его службу на передовой из-за травмы ноги. "Я не дурак. Нас отправляют туда для участия в контрнаступлении", — ворчит он, лихорадочно затягиваясь сигаретой.
Другие новички уже не так молоды. "мне чуть-чуть не хватило до предельного возраста, — грустит 59-летний Олег, седоволосый каменщик. — Я выполню свой долг, но надеюсь, что меня не отправят слишком близко к фронту, потому что любому понятно: я не смогу бегать так же быстро, как другие". С момента введения военного положения 24 февраля 2022 года любой украинский мужчина в возрасте от 18 до 60 лет может быть мобилизован, за исключением студентов, инвалидов и отцов семейств.
Украинская армия вынуждена пополнять свои ряды каждый день, чтобы компенсировать огромные потери. По военным оценкам США, датируемым мартом, с начала спецоперации России до конца 2022 года не менее 100 тысяч украинцев были убиты, ранены или взяты в плен...
Таким образом, для пополнения личного состава в преддверии будущего контрнаступления украинская армия намерена сформировать восемь новых бригад, в том числе из вновь мобилизованных солдат. Однако, хотя многие гражданские лица спонтанно взялись за оружие в начале конфликта, сейчас в военкоматах добровольцы встречаются реже. Реформа системы оплаты военных, введенная этой зимой, ситуацию не улучшила: премии для солдат, отправленных на передовую, были резко сокращены. Платят только тем, кто находится в прямом контакте с противником, под огнем. Хотя правительство обещало воздать должное солдатам, наиболее подверженным опасности, эта мера сделала службу даже в неглубоком тылу непопулярной. "Принятие закона привело к негативным последствиям. Эта тема до сих пор является предметом бурных дискуссий в парламенте", — сказал Александр Коваленко, военный эксперт из Киева.
Помимо бюджетных проблем, Киев столкнулся с другой жестокой арифметической реальностью: Россия, население которой в три раза больше, может призвать гораздо большее количество людей. После мобилизации в сентябре 300 тысяч человек Москва готовится ко второй волне мобилизации. "Учитывая данную ситуацию, мы делаем ставку на качество обучения. У нас меньше мужчин, но они будут обучены по стандартам НАТО. А это значит, что они будут в большей степени „универсальными солдатами“, чем их противники, — говорит Денис, один из инструкторов, который четыре года воевал в Донбассе перед обострением боевых действий в феврале 2022 года. — Идея состоит в том, что в отряде из шести солдат каждый знает, как заменить любого из своих товарищей в случае, если тот окажется ранен или убит. Это противоречит советской доктрине, согласно которой каждый солдат должен быть обучен выполнению только своей задачи".
Позади Дениса около тридцати солдат-новичков ползут по зарослям под шквал взрывов гранат и выстрелов. Инструкторы пытаются имитировать засаду русских. "Ложись, идиот, получишь пулю в лоб!" — кричит высокорослый военный в бронежилете, стуча по шлему распластавшегося на земле запуганного новичка. "Эвакуировать раненых, да побыстрее!" — кричит другой офицер, пуская очередь из настоящего автомата Калашникова. Трое запыхавшихся пехотинцев устремляются к одному из своих товарищей, лежащих без сознания, а затем с трудом переносят его вглубь военного лагеря, окруженного высокими стенами. Когда тренировка окончена, все расслабляются. Солдаты собирают свое снаряжение, полностью состоящее из старого советского оружия. До них не дошли новые автоматы и прочие современные гранатометы.
Проводя короткие учения методам НАТО, в основном с советским вооружением, а также воюя на протяжении нескольких лет в окопах Донбасса, украинская армия находится на перекрестке нескольких миров. Пока одни бригады тренируются на базах НАТО и получают танки Léopard, другие тренируются со старыми ружьями в бывших летних лагерях. "Отсутствует концепция "Total Force" (предполагающая совместную реализацию единой боевой задачи структурами различного подчинения). А ведь именно эта структура принята у британских, американских и израильских сил, отмечают французские эксперты Филипп Гро и Венсан Турре в докладе, опубликованном в начале апреля Фондом стратегических исследований. Вот что они пишут: "Разнородная структура влечет за собой еще большие потери, в случае необходимости ведения многолетней войны против русских".
Но скоро подойдет очередь бойцов батальона "Днепр-1". В ближайшие недели речь пойдет прежде всего о прорыве мощных линий обороны России и о победоносном контрнаступлении Украины. От этого шага многое будет зависеть.
Теофил Симон (Théophile Simon)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: