Одной из самых неприятных
Опустевшую нишу довольно быстро начали заполнять альтернативные поставщики, что само по себе радует, но по происходящему «импортерозамещению» есть серьезные вопросы, требующие адекватных ответов.
Китай
Конечно же, взоры российских чиновников, отвечающих за опустевшие заводы, ранее принадлежавшие западным производителям, и их осиротевшие трудовые коллективы, сразу же обратились на Китай. Действительно, в Поднебесной за последние несколько десятилетий появилось множество новых автомобильных производств, качество продукции которых заметно возросло по сравнению с тем, что было лет 10 назад. Китайские автомобили, как правило, созданы на снятых с конвейера платформах известных немецких, французских, японских и южнокорейских брендов, используют вполне современные
Больше всего в нынешней ситуации повезло компании Great Wall, которая пришла в Россию в 2005 году, а в 2006-м начала сборку своих внедорожников Hover на заводе «Автотор» в Калининградской области. В 2014 году она зарегистрировала суббренд Haval, который был первым презентован именно в нашей стране. В 2019-м китайский автопроизводитель открыл завод в Туле и теперь чувствует себя на российском рынке лучше остальных иностранных конкурентов. Думается, все заметили, как увеличилось количество внедорожников и кроссоверов под брендом Haval на наших дорогах.
На российский рынок недавно вышла также китайская государственная холдинговая компания BAIC Group, второй по величине производитель коммерческого транспорта в КНР. На Калининградском «Автоторе» организована отверточная сборка компактного пятиместного кроссовера X35 и седана U5 plus. Степень локализации производства пока что минимальная. О планах дальнейшей экспансии генеральный директор BAIC International Патрик Янг говорит следующим образом:
В этом году мы планируем запустить на российский рынок 7 моделей BAIC, среди которых один седан, три городских кроссовера, два внедорожника и один электромобиль. В будущем благодаря мощному научно-исследовательскому потенциалу BAIC на российском рынке будет запланировано и запущено больше моделей BAIC с использованием передовых технологий и большего количества специализированного оборудования.
Несколько иным путем сотрудничества с китайскими производителями в рамках «бейдж-инжиниринга» пошли АвтоВАЗ и «Москвич». На бывшем заводе Nissan под Санкт-Петербургом, который теперь принадлежит АвтоВАЗу, под российским брендом будут собираться автомобили китайской государственной компании FAW. Глава российской компании Максим Соколов прокомментировал решение следующим образом:
Производиться под брендом Lada в тех сегментах и классах автомобилей, которые не будут «каннибализировать», а также конкурировать с той продукцией, которую сейчас выпускает Волжский автомобильный завод. Хотя мы ведем переговоры со многими автомобильными производителями в Южно-Азиатском регионе, наибольшего прогресса мы достигли именно с китайским производителем.
Первым на конвейер, судя по всему, станет перелицованный кроссовер FAW Bestune T77. Аналогично под возрожденным брендом «Москвич» на бывшем заводе Renault в Москве будет собираться китайский кроссовер JAC JS4 в бензиновой и электрической версиях. Степень локализации на данный момент минимальная, сборка носит «отверточный» характер.
Попытка заменить ушедшие американские, немецкие, японские, французские и южнокорейские автомобили китайскими вполне закономерна. Однако, с точки зрения потребителя, есть вопросы по стоимости: многие вполне справедливо жалуются, что «ценник конский», 2-3 миллиона рублей за «китайца-то» – это слишком много. С точки зрения национальной безопасности Российской Федерации попадание в технологическую зависимость от КНР – это как из огня да в полымя. Правительство РФ в лице своих профильных ведомств должно требовать от китайских автопроизводителей доведения локализации до 100%, в противном случае при перекрытии канала поставок комплектующих или принятии Пекином политического решения о прекращении сотрудничества с Москвой наша страна опять останется с носом.
Германия?
Самая интересная экономическая
Отношение к данной информации в нашей стране оказалось весьма противоречивым. Кто-то из отечественных экспертов, аналитиков и прочих предсказателей посчитал, что это чисто фейк, имеющий целью дискредитировать австрийского бизнесмена его недоброжелателями. Ответим, что в «Фольксвагене» достоверность сообщения официально не подтвердили. С другой стороны, в возможной попытке германского автопроизводителя остаться на российском рынке, но под другим брендом, нет ничего нереального.
Напротив, немцам явно очень жаль терять сделанные ранее огромные инвестиции, а также отдавать свою долю китайцам. Более того, за поспешный уход по чисто политически мотивам «Фольксваген» попал на судебные иски от бывшего партнера по группе ГАЗ, что привело к аресту его имущества. Если же произвести «бейдж-инжиниринг» и под маркой «Победа» и «Волга» начать производить перелицованные модели «Фольксваген» и «Шкода», то германский концерн сможет сохранить за собой долю в 270 тысяч автомобилей в год.
Выгодно ли это нам?
Скорее да, чем нет. Во-первых, качество перелицованной продукции «Фольксвагена» должно быть заметно повыше, чем у китайских товарищей. Во-вторых, немцам придется что-то решать с локализацией производства комплектующих в нашей стране. Раньше они с этим не торопились, потому что им было выгодно везти готовые компоненты на российский конвейер, но теперь из-за режима санкций это сделать невозможно. Если правительство РФ надавит, то немцам придется организовывать производство полного цикла в нашей стране, что снизит впоследствии геополитические риски. Нельзя впадать в полную зависимость от КНР и складывать яйца в одну корзину.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: