По мнению некоторых экспертов, Россия быстро уступает свое историческое господство в Арктике Китаю и Турции. Действительно, сейчас эти две страны рекордными темпами строят ледоколы, поскольку Москве пришлось отложить или даже отменить свои платы из-за войны на Украине и других проблем судостроительной промышленности.
Помимо прочего, российским судостроителям мешают требования военных, которым нужен авианосец, а не ледоколы, а также силовиков, которые больше озабочены контролем над Крайним Севером, чем сохранением Северного морского пути открытым.
Как оказалось, идея о том, что таяние льдов приведет к снижению важности ледокольного флота для функционирования СМП, основывается на неправильном представлении о природе глобального потепления. Дело в том, что изменение климата не везде идет в одном направлении. В то время как большая часть планеты нагревается, в некоторых местах становится холоднее, во всяком случае, на сегодняшний день. Именно так обстоит дело в восточной половине СМП, где расположены многие важнейшие месторождения природных ресурсов, а у России не хватает ледоколов или судов ледокольного типа.
Три года назад, в надежде решить эту проблему, Кремль объявил о новой программе строительства ледоколов. Она предусматривала создание трех гигантских судов, способных пробивать 4-метровый ледяной покров, чего не может ни один из существующих в настоящее время ледоколов. Однако, вскоре стало очевидно, что Москва не может позволить себе строить их в обозримом будущем. У России не хватает не только денег, но и верфей. В результате планы по строительству двух из трех судов были отменены, а дата спуска на воду третьего ледокола была перенесена с 2027 на 2030-е годы.
Эти проблемы открыли путь для Китая и Турции, двух стран с мощной судостроительной промышленностью, к участию в новой гонке по строительству ледоколов, и следовательно, к доминированию на СМП. В этой гонке Россия оказывается в особенно невыгодном положении, поскольку она не в состоянии догнать конкурентов в ближайшие годы. По мнению аналитиков, в результате Москве почти наверняка придется пойти на уступки Пекину и Анкаре. Эти уступки скорее всего примут форму бартерных сделок, в рамках которых партнеры помогут Кремлю сохранить некоторый контроль над восточной частью СМП в обмен на долгосрочный доступ к полезным ископаемым российского Севера.
Как показал недавний московский саммит между Си Цзиньпином и Путиным, Пекин рассчитывает на доминирующее положение на восточной половине СМП. Кроме того, Китай участвовал в строительстве собственных доков в пяти наиболее важных портах вдоль российского арктического побережья, Мурманске, Сабетте, Архангельске, Тикси и Уздене.
Неудивительно, что некоторые эксперты в России встревожены перспективой доминирования Китая не только на СМП, но и на большей части российской территории. Они надеются, что Москва сможет обуздать Пекин с помощью политики кнута и пряника. Однако в настоящее время Пекин явно одерживает верх и Кремль вынужден мириться с этим, поскольку не видит никакой альтернативы.
Если действия Китая привлекли внимание, то активность Турции – нет. Между тем, турецкие верфи могут производить в большом количестве меньшие по размеру ледоколы, чем Китай. Заместитель директора СМП Максим Кулинко, говорит, что у Москвы нет иного выбора, кроме как сотрудничать с турецкими и китайскими компаниями, поскольку она не в состоянии произвести необходимые корабли самостоятельно. В то же время, как пишет агентство Rex, Кремль должен подумать о том, как сдержать политические амбиции Пекина и Анкары, что будет непростой задачей, как вдоль СМП, так и на всем Крайнем Севере.
Читайте нас: