США делают все, чтобы выдать себя за "мифический Запад", пишет "Печат". Для этого они используют такой феномен, как атлантизм, который включает в себя их геополитические амбиции. Миру внушается, что США — это единственно возможная цивилизация на планете.
Борис Над (Борис Над)
От колониализма Великобритании до неоколониализма США
Принципиальная разница очевидна: Европа (была) — цивилизация, а Запад и США нет. Позицию, согласно которой существует только одна подлинная цивилизация и один носитель "прогресса" на планете, то есть мифический Запад, за которым на самом деле опять-таки кроются США, мы называем атлантизмом.
Являются ли Европа и Америка одной цивилизацией? Относятся ли и та, и другая к "Западу", "лучшей цивилизации", которая, как утверждается, насчитывает не менее трех тысячелетий?
Нам трудно себе сегодня это представить, но, как отмечает Рафаэл Мачадо в материале "Важность концепции атлантизма", американизация Европы и продвижение идеи "западной цивилизации", которая охватывает США и Западную Европу, — феномены весьма поздние, послевоенные.
Наиболее ярким термином для их обозначения является "атлантизм". Атлантизм — это психоидеология Запада. "Атлантизм пытался убедить Европу в том, что страны континента в самом деле нуждаются в США на всех уровнях, — констатирует Рафаэл Мочадо. — Начиная с экономических аспектов, с плана Маршалла и вплоть до военных, включая Североатлантический альянс. Однако важнейшей стала область культуры. США всегда позиционировались как "анти-Европа", как антитеза Европе во всех отношениях. Для американских отцов-основателей Европа была колыбелью тирании, коллективизма и автократии, а США были "страной свободных".
Нет ничего более лживого, чем это утверждение. Европа якобы была "плохой автократией" или "тиранией", а США — "страна свободных". Тем не менее эта глупейшая формула упорно повторяется и сегодня.
Американский президент Джозеф Байден вернул атмосферу холодной войны, разделение мира на "свободный мир" и "диктатуры". Российского и китайского правителя на Западе преподносят так же, как когда-то европейских, то есть как "плохих диктаторов", а Запад (Соединенные Штаты Америки) остается "маяком свободы".
Не только их выставляют в таком свете. Все, что появилось не на Западе, воспринимается как "абсолютное зло", а в политическом смысле как "автократия".
Европа наиболее восприимчива к американскому влиянию, уязвимее, чем остальные части мира. На то есть свои исторические причины. "Америка" со всеми ее негативными сторонами на самом деле — аномалия, возникшая в Европе, и потом эта взрывоопасная субстанция укоренилась на крайнем западе планеты. Кстати, достаточно посмотреть на нынешний геополитический пейзаж, на котором Европа, которая вплоть до начала ХХ века, оставалась неоспоримым геополитическим центром мира, превратилась в отдаленную и презираемую американскую провинцию.
Важно отметить еще кое-что. Эта концепция, пусть и манифестируется, прежде всего, в области культуры, всегда влечет за собой и геополитические последствия. Не так важно, что большинство адептов атлантизма этого совершенно не осознает. Атлантисты хотят превосходства США во всех областях, но в первую очередь в области культуры.
То, что когда-то звалось "культурой Европы", умерло всего за несколько десятилетий. Европа постепенно, волнами была окончательно и бесповоротно американизирована.
Последствия этого особенно очевидны сегодня, во время "культуры отмены", специальной военной операции Российской Федерации, кризиса на Тайване и так далее. Все это было невообразимо еще во время Второй мировой войны и до нее. Фашизм (немецкий национал-социализм, итальянский фашизм…) по своим последствиям был атлантистским, но в принципе представлял собой независимый геополитический полюс, который мог противопоставить себя Востоку и Западу.
Современная Украина, как и вся Европа, — продукт атлантизма. Сейчас она борется против России, чтобы защитить Запад от "русских варваров", от Востока.
Принципиальная разница очевидна: Европа (была) — цивилизация, а Запад и США нет. Позицию, согласно которой существует только одна подлинная цивилизация и один носитель "прогресса" на планете, то есть мифический Запад, за которым на самом деле опять-таки кроются США, мы называем атлантизмом.
"Несмотря на возражения некоторых, — продолжает Рафаэл Мачадо, — концепция атлантизма ценна для понимания истории идеологических и геополитических проекций США, их облика и содержания". По словам Мачадо, именно эти факторы легитимировали и доктрину Монро.
Причем неважно, что в культурном отношении США "пропитывают" в другие цивилизации и культуры, включая европейскую. Несколько парадоксальным образом это делает ее "культурный посыл" более понятным.
Не нужно быть высокообразованным, да даже грамотным, человеком, чтобы понять "американский посыл". Нужно быть просто весьма наивным и инфантильным. Этот "культурный посыл" сегодня, как статуя Свободы в устье реки Гудзон, обращен ко множеству людей, по сути ко всей планете, и главное тут быть как можно проще и приземленнее.
Этот "посыл" по своей сути сводится к следующему: где-то далеко, на крайнем западе планеты, "за океаном", существует "земля обетованная". В этой стране все не так, как у вас. Там, например, нет коррупции. Ультимативное "доказательство" американского превосходства, как и превосходства самих американцев, — материальное богатство США. Такой стране вы должны по возможности добровольно подчиниться.
Русский мыслитель Александр Дугин сравнил этот культурный комплекс с комплексом Атлантиды, высшей нации моряков, торговцев и колонизаторов, которые идут с Запада. С ним связан и, казалось бы, странный комплекс "карго-культов", который встречается на некоторых тихоокеанских островах. Речь о "возвращении мертвых предков". Интересно, что эти культы на самом деле ассоциировали американцев с возвращением предков, которые приносят им обильные дары.
В свое время Оскар Уайлд назвал США "единственной страной, которая прошла путь от варварства к упадку, но не прошла через стадию цивилизации".
Жан Бодрийяр в книге "Америка" описал Калифорнию (Америку) как "страну без смысла", добавив: "Эта страна безнадежна. В ней даже мусор чистый, дорожное движение полностью отлажено, а кровообращение замедлено". В таком духе последние настоящие европейцы оценивали США. Жан Бодрийяр, возможно, последний или один из последних голосов европейского самосознания.
Итак, "идея о США и Европе как едином целом, как единой и одной цивилизации, раньше не поддерживалась единодушно так же, как сейчас", по мнению Рафаэля Мачадо. Нынешние европейцы воспринимают Америку совсем не так, как прежде. Сегодня ее видят одним из полюсов единой цивилизации Запада. США в ней "предводительствуют", а Европа вынуждена следовать за ними, и ей отводится второстепенная роль. Но Европа в этом сама виновата.
Рафаэл Мачадо пишет далее: "Эта концепция интеграции под предводительством США с Атлантикой в фокусе неотделима от универсалистского мессианства с иудейско-пуританскими корнями, типичного для американской культуры. Ее естественные последствия — экспорт принципов и моделей американского общества в "союзные страны": либеральной демократии, либерального капитализма, индивидуализма, потребительства, поп-культуры и форм искусства, которые производит американская культурная индустрия".
Принятие атлантизма тесно связано с темой утраты исторической памяти европейскими народами. Нет народа, который не может усвоить атлантизм без данной необходимой предпосылки. Ее источник — в Северной Америке, в стране, полностью лишенной своей исторической памяти, чья история сводится к последним двум столетиям. То же касается либерализма, идеологии и политической философии англосаксов, особенно укоренившихся в США, которые, быть может, при других обстоятельствах могли бы играть намного более позитивную роль.
Я напомню здесь и слова немецкого публициста Милера Ван ден Брука. Он еще в 1920-е годы предупреждал, что народ, который примет и ассимилирует либерализм умрет через несколько десятилетий, поскольку неизбежно утратит свои жизненные силы и жизнеспособность вообще.
Роберт Стойкерс писал о сходстве между либерализмом и модернизмом: "Либерализм и модернизм схожи, потому что отвергают все продолжительное… Есть этимологическая связь между "модернизмом" и французским словом mode (мода, англ. fashion), которая всегда преходящая и может меняться по чьей-либо воле".
Существует еще один обязательный элемент атлантизма, который основан на разнице между Сушей и Морем, континентальными и морскими цивилизациями. "Согласно этой категоризации, — пишет Рафаэл Мачадо, — атлантизм — это идеологическое и геополитическое выражение морской цивилизации нашего времени — США".
Морские державы, к которым в прошлом относились Афины, Карфаген и Великобритания, ведут себя в соответствии с принципами торговли. Поскольку в центре их жизни стоит обмен и накопление товаров, то это отражается и на других сферах. "Метод экспансии заключается в создании торговых узлов и приморских колоний, а ценности таких держав материалистические, эгалитарные и индивидуалистские. Нестабильность и неопределенность воздействуют позитивно, и очевидна тенденция к размытию всех типов границ, ограничений и табу".
Рафаэл Мачадо родом из Бразилии, и поэтому особое внимание он уделяет влиянию США на Латинскую Америку: "Сейчас говорят о том, что атлантизм, в рамках геополитической проекции, протягивает свои щупальца к Южной Атлантике. Сначала доктрина Монро ограничивалась идеей уничтожения "иберийских империй", о чем свидетельствует испано-американская война". Во время этой войны США захватывали испанские владения. Новое колониальное подчинение лживо преподносилось как "освобождение" от колониального ярма.
Но от этой реактивной концепции США после Второй мировой войны вскоре перешли к активной позиции на континентальном уровне. Хотя в центре внимания атлантизма была Европа, в Иберийской Америке применялся своего рода "вторичный атлантизм", как добавляет Рафаэл Мачадо, чтобы "подстраховать тылы" или "внутренний двор" США.
"В этой связи США как преемник и наследник Великобритании создали сеть баз в Южной Атлантике. Процесс американизации на фоне экспорта либерально-западных ценностей ускорился в последние годы с тех пор, как США начали уделять этому региону больше внимания.
Вообще, несомненна связь между британским и американским атлантизмом. Великобритания и США, после первоначальных колебаний и достижения американской независимости, сохраняют крепкую и стабильную связь. США являются наследником британской колониальной империи, которую они даже в какой-то мере расширили. США превратились в апологета новой формы колониализма, чье становление можно проследить, начиная с Испано-американской войны. Сначала это явление обрело форму "платизмы", которая приняла независимость Кубы, но на своих, особенных условиях, продлив колониальный статус этой страны вплоть до Кубинской революции.
Какие выводы можно сделать? Атлантизм охватывает все, что делают Соединенные Штаты Америки, чтобы выдать себя за "мифический Запад". Этот феномен включает просветительство, либерализм и геополитические амбиции США, стремление к мировой гегемонии и культурную бедность.
Кроме того, атлантизм без всяких колебаний перевирает древние мифы, в том числе миф Платона об исчезнувшей Атлантиде, преподнося их, разумеется, в своем искаженном и противоположном свете. Атлантида Платона — это напоминание человечеству, ведь бог Зевс в итоге не пощадил ее из-за греховности ее народа.
Посыл атлантизма ясен: регион Северной Атлантики — центр единственной подлинной мировой цивилизации, то есть Запада. Иными словами, это единственно возможная и разрешенная цивилизация на планете.
Эта цивилизация — подлинный хранитель "демократии" и поборник "свободы". Свобода понимается как "свобода торговли" и мира, который весьма часто преобразуется в войну.
Окончательный мир наступит только тогда, когда все "враги свободы" будут уничтожены.
Тогда, разумеется, воцарится "рай на земле".
При этом всегда нужно помнить то, что подчеркнул Рафаэл Мачадо: "Атлантизм — только способ придать форму и содержание империализму США. Это способ его вневременной контекстуализации, что подтверждает внеисторическую суть этого феномена".
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: