Решение семи стран ОПЕК+ снизить добычу нефти вызвало негативную реакцию в США и Евросоюзе. Этот шаг освободит рынок Китая, Индии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона для топлива из России, пишет FP, а также Эр-Рияд усилит свое влияние на Вашингтон.
Джейсон Бордофф (Jason Bordoff), Карен Янг (Karen E. Young)
Эр-Рияд смещается в сторону неприсоединения – и возобновляет борьбу за господство на нефтяных рынках.
На этой неделе ОПЕК и ее союзники приняли неожиданное решение сократить добычу нефти, что приведет к повышению цен на бензин. Произошло это в момент, когда американский Федеральный резерв безуспешно пытается уменьшить инфляцию, избежав при этом рецессии и усиления хаоса на финансовых рынках. Данное решение также показывает, насколько усилился политический разрыв между США и главным членом нефтяного картеля Саудовской Аравией. Опустившиеся до 70 долларов цены могут теперь взлететь до 100 долларов за баррель, и решение о сокращении добычи усиливает мнение о том, что Саудовская Аравия при помощи Росси и прочих партнеров из ОПЕК пытается восстановить свои господствующие позиции на рынке нефти, чтобы влиять на цены.
Второго апреля коалиция нефтедобывающих стран под названием ОПЕК+ объявила, что сократит добычу нефти на 1,66 миллиона баррелей в день. Сюда входит объявленное ранее Россией сокращение на 500 000 баррелей в день. Часть этого объема в любом случае должна была уйти с рынка из-за западных санкций. А если учесть перебои с поставками из Ирака и других стран, реальное сокращение добычи в мире составит чуть меньше одного миллиона баррелей в день.
Как и в октябре 2022 года, ОПЕК сократила добычу, когда цена марки Brent была на уровне 80 долларов за баррель. Это рекордно высокий уровень цен, при котором происходит сокращение добычи в таких масштабах. Данное решение должно было застать врасплох и нефтяных трейдеров, и рыночных аналитиков. Руководство ОПЕК, включая саудовского министра энергетики, ранее заявляло, что картель до конца года не собирается менять объемы добычи. Реагируя на неожиданное сокращение, нефтяные цены вполне предсказуемо подскочили, и на данный момент нефть стоит примерно 85 долларов за баррель.
Обосновывая свое решение, руководство ОПЕК сослалось на неопределенные перспективы спроса. Представитель министерства энергетики Саудовской Аравии назвал сокращение добычи "мерой предосторожности", направленной на поддержание стабильности нефтяного рынка. Официальные лица в саудовской столице Эр-Рияде также были недовольны недавним заявлением министра энергетики США Дженнифер Грэнхолм (Jennifer Granholm), которая сказала, что Соединенным Штатам в этом году будет трудно пополнить свой стратегический нефтяной резерв, хотя ранее администрация Байдена сигнализировала, что сделает это, когда цена нефти упала ниже 70 долларов за баррель. Такое падение произошло после краха банка SVB, и продолжалось оно недолго.
Однако решение ОПЕК вряд ли обусловлено только обеспокоенностью по поводу стабильности рынка. Нефтяные цены опустились с рекордных высот в ответ на увеличение запасов, обеспокоенность рецессией и кризис банковского сектора. Однако, согласно большинству прогнозов, в этом году и в следующем дефицита предложения не избежать, что объясняется главным образом оживлением экономики в Китае и многолетним недофинансированием новых добывающих мощностей. Очередное сокращение добычи означает, что дефицит и рост цен начнется быстрее. Если цены вырастут, как прогнозируют сейчас многие аналитики, это с лихвой компенсирует сокращение продаж, и доходы ОПЕК увеличатся.
Сокращение приведет не только к росту цен на бензоколонках. Будут и другие последствия. Во-первых, Эр-Рияд почувствовал необходимость существенно сократить добычу в момент, когда цены довольно высоки, а это показывает, что он очень сильно нуждается в доходах. Ему необходимо финансировать свою амбициозную программу экономических реформ под названием "Видение Саудовской Аравии 2030", которая предусматривает инвестиции в размере 3,2 триллиона долларов до 2030 года с целью диверсификации саудовской экономики. Королевство явно обеспокоено неблагоприятными экономическими тенденциями, из-за которых спрос на нефть в мире может ослабнуть. Оно указывает на свое сокращение добычи в октябре прошлого года, которое не помогло удержать цены от падения, вопреки опасениям Вашингтона, и заявляет, что ему хорошо известно, как надо управлять нефтяными рынками, чтобы сохранялся баланс спроса и предложения. Но верно и то, что в прошлом году расходы Эр-Рияда на строительство и транспортную инфраструктуру были в два с лишним раза больше среднегодовых показателей в период 2016-2020 годов, и что в этом году суммы заключенных контрактов еще больше увеличатся. Саудовская Аравия явно хочет, чтобы цены на нефть были выше 90 долларов за баррель, но это станет в перспективе сдерживающим фактором, тормозящим восстановление мировой экономики.
Во-вторых, сокращение добычи, явно расстроившее Вашингтон, подтверждает, что Саудовская Аравия отдает предпочтение дипломатической стратегии неприсоединения. Американо-саудовские отношения по-прежнему важны для обеих сторон как по военным, так и по экономическим причинам, свидетельством чему является крупный заказ Эр-Рияда на самолеты компании Boeing. В то же время, Саудовская Аравия перестраховывается, демонстрируя все большую независимость от США и углубляя экономические и дипломатические связи с Китаем, Россией и соседями по Персидскому заливу. Ослабление напряженности между Ираном и Саудовской Аравией, произошедшее в прошлом месяце благодаря посредничеству Китая, стало очередным примером таких изменений. Оно также демонстрирует нарастающее беспокойство стран Персидского залива, которые убеждаются, что не могут больше полагаться на США в надежде на то, что Америка раскроет над ними свой защитный зонтик и обеспечит региональную стабильность. В атмосфере усиления рисков и напряженности между Западом и Россией, США и Китаем, Ираном и Израилем государства Персидского залива все больше ощущают необходимость самим заботиться о себе и обеспечивать стабильность в регионе. В частности, Саудовская Аравия полна решимости сохранять региональную стабильность, ловко жонглируя связями с ключевыми партнерами. Связи с США ей нужны, потому что Америка поставляет ей оружие, обучает ее военных и защищает морские пути вокруг Аравийского полуострова. Китай нужен Эр-Рияду как крупнейший покупатель нефти, а Россия как ключевой партнер в ОПЕК+.
В-третьих, сокращение добычи свидетельствует о том, что действовавший на протяжении десятилетий договор между Вашингтоном и Эр-Риядом "нефть в обмен на безопасность", заключенный между президентом Франклином Рузвельтом и саудовским королем Ибн Саудом на борту крейсера "Куинси" в 1945 году, стал анахронизмом. Соединенные Штаты сегодня импортируют гораздо меньше саудовской нефти, чем прежде. А различные действия США, в том числе, стремление Вашингтона к заключению ядерной сделки с Ираном и нежелание реагировать на иранский удар по нефтеперерабатывающему предприятию саудовцев в Абкаике, подорвали веру Эр-Рияда в Америку, и сейчас он уже не считает ее надежным гарантом безопасности. Саудовская Аравия на протяжении десятилетий позиционировала себя в качестве ответственного управляющего мировыми рынками нефти, который думает о таких факторах, как благополучие мировой экономики. Но сейчас Эр-Рияд явно взял на вооружение лозунг "Саудовская Аравия прежде всего". Следовательно, теперь для него приоритетом становится внутренняя налогово-бюджетная политика, а также дипломатические отношения за пределами американского зонтика безопасности.
В-четвертых, сокращение добычи усиливает геополитическое влияние Саудовской Аравии, поскольку у нее становится больше неиспользуемых мощностей. Страна получает уникальную возможность тормозить рост нефтяных цен за счет наращивания добычи. Сокращая добычу сейчас и уменьшая существующие сегодня излишки нефтяных запасов, ОПЕК+ приближает то время, когда на нефтяных рынках возникнет структурный дефицит, потому что спрос превысит предложение. Скорее всего, цены на нефть и бензин в этом году вырастут, тем более что приближаются президентские выборы в США, которые состоятся в ноябре 2024 года, когда эти цены станут ключевым политическим вопросом. Имея возможность ограничивать рост цен за счет увеличения поставок на рынок, Эр-Рияд усилит свое влияние на Вашингтон. США уже израсходовали значительную часть своего стратегического резерва нефти, и у Вашингтона не осталось возможностей для укрощения нефтяных цен, кроме обращения с просьбами к саудовцам.
И наконец, сокращение добычи странами ОПЕК+ усиливает позиции России в тот момент, когда западные страны пытаются санкциями причинить ей как можно больше экономического ущерба и сократить доходы от продажи нефти и газа. В условиях сокращения предложения уменьшатся скидки, с которыми Россия вынуждена продавать свою нефть. А это еще больше увеличит ее доходы. Решение ОПЕК+ сократить добычу показывает, что партнерство Саудовской Аравии и России в реализации нефтяной стратегии по-прежнему сильно, пусть даже это лишь временное совпадение интересов, а не прочный и долговременный стратегический альянс. Сокращение добычи в России и ослабление ее производственных мощностей в интересах Эр-Рияда. По мнению саудовцев, Москва – это слабеющий, но все еще полезный придаток ОПЕК, помогающий королевству добиваться превосходства на рынке предложения. Единодушное решение стран ОПЕК сократить добычу опровергает предположения, что картель разваливается, а его ключевые члены типа ОАЭ намерены отказаться от членства в нем.
Если говорить о долгосрочной перспективе, то сокращение добычи – это очередной шаг Саудовской Аравии к укреплению своих геополитических позиций в перспективе. Для этого королевство усиливает свое влияние на мировых рынках нефти, хотя в мире преобладает мнение, что энергетический переход приведет нефтедобывающие страны к краху. Как утверждает один из авторов этой статьи (Джейсон Бордофф) и Меган О’Салливан (Meghan O’Sullivan), доля ОПЕК в добыче нефти во время этого многолетнего перехода будет увеличиваться. А если западные руководители не сумеют синхронизировать сокращение поставок и снижение спроса, переход этот будет очень хаотичным. Сегодня нефтедобывающая отрасль вкладывает недостаточно инвестиций в мощности добычи, а поэтому добыча будет отставать от траектории спроса. Саудовская Аравия, а также ОАЭ вкладывают десятки миллиардов долларов в наращивание производственных мощностей. Между тем, слабые экономические показатели на протяжении нескольких лет в сочетании с падением нефтяных цен во время пандемии приведут к тому, что добыча сланцевой нефти в США в предстоящие году будет расти намного медленнее. Бордофф в 2020 году на страницах Foreign Policy дал прогноз, что неиспользуемые мощности Саудовской Аравии в сочетании с сокращением сланцевой добычи в США в перспективе приведут к усилению позиций Эр-Рияда, так как в процессе непростого энергетического перехода власть на рынке взяли в свои руки ОПЕК и ее союзники.
Нормализация отношений между Ираном и Саудовской Аравией при посредничестве китайской дипломатии свидетельствует о том, что региональные риски, а также страх перед соперничеством великих держав и предполагаемым уходом США с Ближнего Востока усиливают обеспокоенность стран Персидского залива по поводу потенциальных конфликтов и нестабильности. После неожиданного решения ОПЕК+ о сокращении добычи рост спроса на нефть в этом году даже раньше обгонит предложение. И тогда резервные мощности Саудовской Аравии станут одним из немногих клапанов, позволяющих сбросить ценовое давление на бензоколонках. В условиях таких экономических и региональных рисков энергетический сектор должен готовиться к усилению нестабильности. Со временем спрос на нефть начнет снижаться, Соединенные Штаты пополнят свои стратегические нефтяные запасы, а не входящие в ОПЕК страны увеличат добычу. Но до этого еще далеко, а ставшее сюрпризом сокращение добычи напоминает нам о том, что утверждения о кончине ОПЕК и об ослаблении Саудовской Аравии как ключевого компенсирующего производителя с большими резервами преждевременны.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: