Токио изъявил желание продолжить импортировать российский газ, при этом премьер-министр государства демонстративно совершил визит в Киев. О вероятности изменения японского внешнеполитического вектора рассказал востоковед Нелидов.
Премьер-министр Страны восходящего солнца Фумио Кисида на заседании верхней палаты парламента рассказал, что не откажется от участия в энергетических проектах на Сахалине, так как они во многом обеспечивают энергетическую безопасность страны. При этом японцы находятся в постоянном сотрудничестве со странами «Большой семерки».
«Сахалин-2» – это проект по разработке Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газоконденсатного месторождений в Охотском море, на шельфе острова Сахалин. С 1994 года действует договор о разделе продукции, согласно которому в 2022 году Япония, по подсчетам издания «Никкэй», получила около 60% сжиженного газа, что составляет практически 9% от общего импорта СПГ.
Кисида последним из лидеров стран «Большой семерки» посетил Украину 22 марта. В Киеве он заявил, что будет способствовать антироссйским санкциям и принимать деятельное участие в восстановлении Незалежной. Также обеими сторонами было высказано негодование по поводу того, что третьи страны уклоняются от санкционных мер, тем самым уменьшая действенность рестрикций. О внешнеполитическом векторе Японии «ПолитЭксперту» рассказал доцент кафедры востоковедения МГИМО, кандидат исторических наук Владимир Нелидов.
Собеседник ПЭ отметил, что в политическом плане Страна восходящего солнца полностью солидарна со странами Запада, по украинскому вопросу никаких расхождений с Соединенными Штатами либо с их партнерами у Токио нет, как и признаков того, что японцы откажутся от этого курса. С другой стороны, внешняя политика, что касается экономических интересов, довольно-таки прагматическая. Если есть возможность сохранить экономические выгоды, то Токио будет их сохранять, заявил востоковед.
«После исламской революции 1979 года в Иране США полностью порвали отношения с Ираном, а Япония сохраняла отношения, поскольку была заинтересована в поставках углеводородов и энергетических проектов. Здесь то же самое. Нельзя сказать, что Япония жизненно зависит от поставок с сахалинских проектов, потому что поставки из России – это буквально несколько процентов потребления углеводородов, 90% это поставки из стран Ближнего Востока. Но если это можно сохранить, то по логике японцев, почему бы этого не сделать? Это не признак многовекторности, не означает, что Токио намекает на готовность смягчить позицию по украинскому вопросу. Это просто экономический прагматизм», – разъяснил Нелидов.
Эксперт считает, что нет надежд на смену японцами своего внешнеполитического вектора, так как для них Соединенные Штаты – это однозначный партнер. Близкое сотрудничество с Россией востоковед считает не очень реалистичной фантазией. Кроме того, собеседник рассказал, что Японию и США объединяет не только внешнеполитическая солидарность, но и вера в демократические ценности формата Запада.
Читайте нас: