Как и было
Свой путь
Основная проблема при обсуждении данной тематики заключается в том, что в обывательском представлении на любые внешние вызовы со стороны коллективного Запада якобы надо отвечать зеркально, а такой возможности у России просто нет физически. После чего принято впадать в грех уныния, посыпая голову пеплом и призывая позабыть про геополитические амбиции.
Особенно четко это проявляется при попытке прямого сравнения потенциала военно-морских сил блока НАТО и ВМФ РФ. Ну, нет у нашей страны 11-12 авианосных ударных групп, как у Соединенных Штатов, и никогда не будет. А если еще приплюсовать к ним еще и британские, французский и итальянский авианосцы, то становится совсем грустно. Но нужны ли эти «огромные плавучие мишени» отечественному ВМФ вообще? Ответ на данный вопрос будет не вполне однозначным.
С одной стороны, именно ударные атомные авианосцы типа огромных американских «Нимитцев» нашей стране без особой надобности. Россия – это великая континентальная держава, окруженная многими недружественными соседями, и свои проблемы с ними она решает на суше. Война на Украине является очередным тому наглядным примером.
Своих «папуасов», которых надо периодически «отдемокрачивать» в заморских колониях при помощи АУГ у нас нет, необходимости на постоянной основе держать ударный флот в каждой части Света тоже не имеется. Максимум – это красиво продемонстрировать Андреевский флаг где-нибудь на Кубе, в Венесуэле или у африканского побережья. Исключительно ради этого тратить сотни миллиардов бюджетных рублей не стоит.
С другой стороны, авианесущие корабли российского ВМФ все-таки нужны, но очень специализированные. Дело в том, что основная угроза от блока НАТО с моря для нашей страны исходит отнюдь не с палуб американских, британских или французского авианосцев. Наибольшую и абсолютно реальную опасность представляют натовские атомные подводные лодки, несущие на борту межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками, нацеленные на российские города.
Они могут месяцами находиться на боевом дежурстве и скрытно выйти на рубежи эффективного ракетного удара, превентивного или ответно-встречного. Плюс есть американские субмарины-охотницы на наши ПЛАРБ типа «Вирджиния», которые подстерегают российские подводные крейсера у выхода с их военно-морских баз.
Потребности и возможности
Получается следующая картина. Морская компонента «ядерной триады» завязана на относительно немногочисленные ПЛАРБы, стоящие в строю Северного и Тихоокеанского флотов. Для их надежной защиты при выходе в районы боевого патрулирования требуется достаточное количество боевых кораблей класса корвет в ближней морской зоне, фрегат и эсминец – в дальней морской.
На данный момент – это полный и безусловный приоритет в вопросе строительства российского военно-морского флота! Но что делать, например, с американскими ПЛАРБ, которые непрерывно держат нашу страну на ядерной мушке, находясь где-нибудь в Средиземном море или в Индийском океане?
Для борьбы с ними ВМФ СССР пришлось выйти в океанскую зону, где полностью и безраздельно царили авианосные ударные группы ВМС США. Угроза для советских корабельных ударных групп исходила одновременно от американской палубной авиации и от ударных подводных лодок.
Надо понимать, что сколько бы зенитных ракет ни было на ракетном крейсере класса «Орлан» или «Атлант», бесконечно отбиваться от повторяющихся атак истребителей и штурмовиков, прикрывая КУГ, он не сможет. Боекомплект не бесконечен. Плюс к этому необходимо было обеспечить непрерывное прикрытие с воздуха от вражеских АПЛ, для чего на ротационной основе требовалось много вертолетов ПЛО. Результатом осмысления этих угроз стало появление и непрерывная эволюция советского авианесущего флота.
Первыми стали противолодочные крейсера проекта 1123 «Кондор», способные нести до 14 противолодочных вертолетов. Для борьбы с АПЛ стратегического назначения и атомными подводными лодками вероятного противника в дальней морской и океанской зонах в составе корабельных поисково-ударных групп и во взаимодействии с другими кораблями и противолодочной авиацией ВМФ от них требовалось обеспечить нахождение в воздухе одновременно до 4 винтокрылых машин. Всего было построено два таких крейсера, «Москва» и «Ленинград».
Третий заложили, но не достроили, поскольку более перспективными посчитали авианесущие крейсера проекта 1143 «Кречет». Полное водоизмещение «Кречетов» выросло до внушительных 37 тысяч тонн, что позволило нести одновременно ударные ракеты П-500 «Базальт» и авиакрыло из 36 летательных аппаратов: не только противолодочные вертолеты Ка-25 и Ка-27, но и первые советские палубные штурмовики вертикального взлета и посадки Як-38.
Было построено четыре корабля в данной серии – «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Когда их сравнивают с американскими «Нимитцами», они выглядят несколько ущербно из-за слабости Як-38. Многое могло бы измениться в лучшую сторону, если бы им на смену успели поставить в строй технически превосходящий на голову Як-141, но этого, увы, не произошло. Тем не менее, серия была продолжена в модифицированном проекте 1143.5, к которому относится наш «Адмирал Кузнецов», и проект 1143.6, он же, нынешний китайский «Ляонин».
Главной проблемой «Кузнецова» считается отсутствие у него катапульты для запуска тяжелого самолета ДРЛО, «глаз и ушей» любой полноценной АУГ. Исправить эти недостатки предполагалось в проекте 1143.7 «Ульяновск», который должен был стать первым атомным советским авианесущим крейсером. Его полное водоизмещение выросло почти до 80 тысяч тонн, авиакрыло – до 70 летательных аппаратов, включая 4 самолета ДРЛО. Для их запуска корабль должен был получить паровую катапульту, что делало его сопоставимым по возможностям с «Нимитцем».
Всего таких «Ульяновсков» планировалось построить аж 4 четыре штуки! Зачем столько?
Для ответа на этот вопрос надо посмотреть на их авиагруппу, которая включала до 60 палубных истребителей Су-33, 4 ДРЛЛО Як-44 и 16 противолодочных вертолетов Ка-26. Никаких штурмовиков, никаких дальних истребителей-перехватчиков. От советских авианосцев не требовалось наносить удары по побережью. В их задачи входило обеспечение воздушного прикрытия собственной корабельной группировки от палубной авиации противника и борьба с вражескими субмаринами.
И с тех пор ничего принципиально не изменилось, кроме того, что из всех авианесущих крейсеров в составе ВМФ РФ остался лишь один «Адмирал Кузнецов». Вот именно для выполнения указанных задач в дальней морской и океанской зонах российскому военно-морскому флоту и нужны авианесущие корабли, вертолетоносцы ПЛО и авианосцы ПВО, и иным способом они, увы, не решаются. Не против «папуасов»!
О том, как соизмерить желания с имеющимися возможностями, более подробно поговорим далее. Тема эта не такая простая, поскольку имеются различные варианты на любой вкус и кошелек.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: