Стартовавший сельскохозяйственный сезон ставит перед компетентными ведомствами новые задачи. О том, как обстоит дело с наполнением казахстанского рынка пищевыми товарами и овощами в частности, рассказали в пресс-службе Министерства торговли и интеграции РК.
Не допустить дефицита
Одной из ключевых задач ведомства в текущий период времени можно назвать недопущение роста цен на продовольствие. В списке социально значимых продуктов, который состоит из 19 позиций, входит четыре сельскохозяйственные культуры: картофель, морковь, лук и капуста. Установление предельно допустимых цен на пищевые товары находится в компетенции местных исполнительных органов, однако глобальный контроль осуществляет Министерство торговли и интеграции РК.
Период старта посевного сезона очень часто характеризуется повышением цен на социально значимые товары, особенно это касается овощей. К примеру, в апреле прошлого года отмечалось повышение цен на морковь почти на 3%, лук (2,6%), а также картофель (2,2%). Торговое ведомство РК тогда раскритиковало акиматы за ряд недоработок, из-за которых цены пошли вверх.
Если говорить конкретнее, то Минторговли ставило в вину местным исполнительным органам неэффективную работу по поставкам ранних овощей из южных регионов страны и недостаточный уровень контроля за торговыми надбавками. В ведомстве говорили о несвоевременном заключении договоренностей и бездействии в вопросе фиксирования цен.
В этом году отвечающее за торговлю и интеграцию ведомство максимально нацелено на то, чтобы не допустить подобных просчетов. Всем акиматам республики было дано задание активно начать отпуск овощей в торговые сети из стабфондов. Согласно данным министерства, на первую неделю марта общий объем реализации овощей достиг почти двадцати тысяч тонн (картофель – 7,5 тыс., морковь – 4 тыс., лук – 4,2 тыс., капуста – 3 тыс. тонн).
Кроме того, отмечается увеличение количества торговых точек, где реализуются эти товары. Если ранее их было 727, то теперь их число достигло почти 900. В одном только Шымкенте количество точек выросло сразу в пять раз – с 5 до 25. В Западно-Казахстанской области торговых локаций стало 56 (ранее было 27), в Костанайской – 52 (ранее 21), Туркестанской – 23 (ранее всего лишь 4).
Лук и другие
В Минторге также сообщили о стабилизации цен на лук в некоторых регионах Казахстана.
"Как мы помним, в прошлом году повышение стоимости этого товара как раз вызвало оживленную реакцию общественности. Также и в феврале этого года сообщалось о резком скачке цены на лук: в среднем он подорожал более чем на 20%", - напомнили в ведомстве.
В Министерстве сельского хозяйства РК поспешили успокоить граждан, отметив, что рост цены на лук носит кратковременный характер.
В главном аграрном ведомстве сослались на резкое повышение спроса на товар, которое возникло в том числе в результате сильных заморозков в соседнем Узбекистане. Был введен временный запрет на экспорт лука, что способствовало улучшению ситуации. Согласно последним данным, цена на сельхозтовары снизились в столице республике и Улытауской области. В целом, стабилизация цен наблюдается в десяти регионах нашей страны.
Однако в другой половине казахстанских областей цены продолжают расти. В Акмолинской, Туркестанской, Алматинской, Карагандинской и других областях цены на лук по-прежнему находятся на недопустимом уровне. Минторговли утверждает, что в этих регионах была проделана недостаточно эффективная работа, направленная на удержание цен.
"Что касается других овощей, то здесь ситуация также не самая стабильная, если говорить о стране в целом. К примеру, лишь в одной Туркестанской области наблюдается снижение цен на картофель. В Атырауской, Улытауской, Алматинской области и Астане замечено уменьшение цены на морковь. А если говорить о капусте, то только в столице страны и Актюбинской области фиксируется снижение средней цены", - отметили в ведомстве.
Торговые сети казахстанских регионов, в свою очередь, обращают внимание властей на проблему, связанную с поставками овощей. По мнению их представителей, из стабфондов им поступает слишком малый объем лука и других овощей из списка социально значимых продуктов. В частности, сети Актюбинской области отмечают, что они получают 2 тонны лука в неделю, тогда как спрос на товар в три раза больше.
Для недопущения критической ситуации имеется возможность переориентации поставок из южных регионов, заявили в Минторговли. Стоит также отметить, что казахстанская торговая делегация, недавно побывавшая в Таджикистане, договорилась о поставках 6,5 тысяч тонн лука. Таджикские партнеры нацелены на то, чтобы поставлять в Казахстан еще большие объемы этого товара, а местная ж/д компания обещает давать существенную скидку за перевозку грузов по своим участкам.
"Другие наши центрально-азиатские партнеры также готовы поставлять овощи в Казахстан по доступным ценам. Кыргызстан предлагает свою капусту, а Узбекистан может гарантировать экспорт ранних овощей. Договоренности с соседними государствами станут хорошей страхующей мерой при насыщении внутреннего рынка необходимым объемом овощей", - отметили в министерстве.
Время открывать ярмарки
В Минторге напомнили и о других товарах из перечня социально значимых продуктов. В комитете торговли МТИ сообщили о небольшом снижении цен на гречку, молоко, курицу и сахар. В то же время незначительный рост стоимости зафиксирован в сегменте риса и кефира. Средняя цена на подсолнечное масло остается стабильной.
Главное торговое ведомство Казахстана рекомендует акиматам в ближайшее время открыть ярморочный сезон. Как правило, в марте-апреле начинают активную работу большинство ярмарок в городах нашей страны. Также комитет торговли напомнил о необходимости внедрения практики мобильных ярмарок. Для этого Министерству информации и общественного развития необходимо утвердить маршруты ярмарок и конкретны места, где фермеры могут торговать продукцией, отметили в Минторге.
Кроме того, есть рекомендация комитета, касающаяся заблаговременной закупки автолавок. Они должны быть приобретены на баланс сельскохозяйственных кооперативов. В Министерстве торговли и интеграции считают, что ярмарки относятся к числу наиболее эффективных инструментов, которые позволяют наполнить внутренний рынок необходимой продукцией, подчеркивают в пресс-службе МТИ. К преимуществам ярморочной торговли можно отнести отечественную принадлежность товаров, а также доступные цены.
Диляра Наримбетова
Читайте нас: