В беседе с корреспондентом ФАН аргентинский сенатор назвал инфляцию «политической проблемой».
Специалисты предупреждали, что в 2023 году аргентинская инфляция перевалит за 100%... но никто не думал, что это произойдет уже в феврале. Быстрее всего дорожают продукты питания — причем, чем беднее регион, тем они становятся дороже. В феврале 2023 года цены на продукты в Аргентине в среднем выросли на 10,6%. При этом больше всего «подскочило» мясо (на 21,1%) и фрукты (17,5%).
Правительство и Центробанк пытаются бороться: для некоторых – самых популярных – продуктов потребления установлен ценовой потолок, а процентные ставки на прошлой неделе были повышены с 75% до 78%. Однако, продукты по фиксированным ценам до покупателей не доходят, а повышение ставок — мера краткосрочная и на постоянной основе не работает.
Оппозиционный сенатор Виктор Циммерман прокомментировал эту ситуацию в беседе со специальным корреспондентом международной редакции ФАН в Аргентине. Дипломированный экономист, бывший вице-президент Сенатской Комиссии по вопросам бюджета и финансов, Циммерман объяснил, почему инфляция является отнюдь не финансовой, а политической проблемой.
ФАН: Команда «супер-министра» экономики, Серхио Массы, утверждает, что продукты подорожали из-за засухи.
Виктор Циммерман: Засуха, конечно, не может не влиять, но это далеко не единственная причина. Проблема в данном случае междисциплинарная; и она отнюдь не ограничивается темой бюджетного дефицита.
Можно сказать, что дело тут не в деньгах, а в нестабильности, которая в настоящий момент затрагивает самые разные аспекты, касающиеся жизни социума. В первую очередь я имею в виду нестабильность политическую: правительству не хватает реальной власти, в правящей коалиции наблюдается раскол, президент Альберто Фернандес принимает решения не самостоятельно, а под давлением фракции киршнеристов — сторонников вице-президента Кристины Фернандес де Киршнер. Технически это «левая» фракция, с соответствующим отношением к капиталу и капиталистам… Поэтому предприниматели (как аргентинские, так и иностранные) недостаточно замотивированы, чтобы содействовать пополнению казны.
Обычный способ решить такую проблему — взять в долг у других стран. Но Аргентина уже должна МВФ, Китаю, Парижскому клубу... Больше ей никто денег не даст. Особенно в ситуации, когда правительство не в состоянии представить внятный план по финансированию взятых кредитов. Вот и приходится печатать деньги самим. Так и выходит, что за килограмм мяса этих «самодельных» денег с каждым разом приходится отдавать все больше.
— Президента Альберто Фернандеса часто критикуют за то, что он пошел на поводу у МВФ и согласился на условия по отсрочке внешнего долга; точно так же, как Маурисио Макри — его предшественника — назначили виновным из-за того, что Аргентина попала в кредитную кабалу.
— У нас очень любят назначать виновных… А что касается рефинансирования, то у страны просто не было другого выхода. Альтернативой был дефолт (за него в Конгрессе проголосовали киршнеристы). А мы — коалиция «Вместе за Перемены» (Juntos por el Cambio) голосовали за рефинансирование. Все 33 сенатора от оппозиции.
Вопрос тут в другом: как так вышло, что Аргентина со всеми ее природными богатствами (в том числе богатейшими залежами нефти и природного газа) оказалась в ситуации, когда приходится просить в долг? Кто ее до этого довел? Почему нам не доверяют кредиторы — а внутри страны граждане не доверяют собственному правительству?
— Что вы думаете по поводу мер, принятых Центробанком?
— Повышение кредитной ставки — это паллиатив, краткосрочная мера. Проблемы растут, как снежный ком, Центробанк пытается лавировать — но где вы видели стопроцентную рентабельность?! Нет такого финансирования, которое могло бы подобную ставку обеспечить.
Только что закончилась сельскохозяйственная ярмарка «Экспо-Агро», проходившая с 7 по 10 марта в местечке Сан-Николас, всего в 236 км от Буэнос-Айреса. Колоссальное мероприятие — с демонстрацией сельхозтехники мирового уровня, наших шикарных коровок… Однако гвоздем программы стала льготная кредитная линия для агросектора, предоставленная банком Banco Nación. Все кредиты расхватали за час!
— То есть. надежда Аргентины — это агросектор, я правильно понимаю? Та самая отрасль, которая может обеспечить максимальную рентабельность вложений?
— Агросектор безусловно очень важен, но я хочу вернуться к той мысли, которую сформулировал в самом начале. Ни одна отрасль не станет панацеей — будь то агро или добыча нефти — если нет четкой и внятной государственной программы, обозначенной законодательно и являющейся для предпринимателя ориентиром и гарантом. Она не должна быть многостраничным томом — достаточно четырёх, пяти основных пунктов.
Например, если брать агро. На ярмарке многие сельскохозяйственники жаловались, что в деревне теперь в дефиците трактористы.
— Почему?
— На тракториста надо учиться, ну и потом, собственно, работать. Однако в Аргентине за последние пару десятилетий практически исчезла культура труда, если так можно выразиться. Трудовая этика, которая была определяющим принципом жизни наших отцов и дедов, мутировала до потребительства, с каким относятся к работе бенефициары так называемых «социальных планов» — знаете, кто это?
— Официально безработные, которым государство выдает субсидии в обмен на некоторое количество «трудо-часов» в неделю. Выступают они в качестве неквалифицированной рабочей силы: мусор на улицах собрать, граффити на стенах закрасить…
— Так и есть. Работать теперь не престижно, от работы кони дохнут… В общем, надо эту ситуацию как-то менять. Мы — оппозиция — разработали в Сенате проект закона, ориентированный на закрытие бюджетного дефицита. Он содержал в том числе план по профессиональной подготовке кадров — чтобы «перепрофилировать» нынешних потребителей «социальных планов». Проект подписан 17 сенаторами, мы представили его на рассмотрение, однако до голосования дело не дошло. Абсолютное большинство голосов пока еще принадлежит правящей коалиции, и хода проекту не дали.
— И что же делать?
— Нужна четкая правительственная программа, которая комбинировала бы краткосрочные и долгосрочные перспективы.
— 2023-й — год президентских выборов. Вы верите, что после них ситуация изменится? Каковы ваши прогнозы? Кто должен прийти к власти, чтобы произошел долгожданный перелом к лучшему?
— Это должен быть человек, способный страной управлять, а не колыхаться от порывов ветра. Последовательно мыслящий. От нашей партии — «Союза гражданских радикалов» (Unión Cívica Radical) — скорее всего, будет выдвигаться Херардо Моралес. Экономист, прекрасный хозяйственник, на сегодняшний день он является губернатором провинции Хухуй. Я с ним работаю, мне кажется, это весьма достойный кандидат. Будем надеяться, что тот самый «долгожданный перелом» действительно произойдет.
Анна Новикова
Читайте нас: