Какой момент предопределил провал Минских соглашений, почему происходящее на Украине — это мировой конфликт, и сколько лет может продлиться противостояние держав, рассказал кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев.
Минская уловка
Так, по мнению Силаева, Минский процесс действительно являлся попыткой договориться. При этом российское видение ситуации было максимально приближенным к тексту минских договоренностей. Историк указал одну важную деталь, которую упускают западные лидеры, рассказывая, что они хотели обмануть Россию.
«Когда они (Ангела Меркель и Франсуа Олланд) поддерживали комплекс мер по выполнению Минских соглашений в Совете Безопасности ООН, когда он был закреплен резолюцией Совбеза, кого они хотели обмануть – ООН? Они хотели обмануть Совет Безопасности?», — задается вопросом Силаев.
При этом эксперт утверждает, что европейские политики лукавили тогда, лукавят и сейчас. Срыв Минских соглашений произошел еще в 2020 году, когда разрабатывался документ о создании консультативного совета.
«Я думаю, что первым звонком был провал договоренностей о создании Координационного совета представителей общественности Украины и Донбасса. Это, если не ошибаюсь, февраль 2020 г. Эта договоренность, хотя и казалась совершенно символической, предполагала, что можно преодолеть проблему, которую Киев сочинил себе сам – что он не ведет прямых переговоров с республиками Донбасса», — утверждает Силаев.
По его словам, документ Украина подписала, однако через два дня отказалась, отозвав свою подпись. В Киеве заявили, что Германия и Франция не одобряют такой шаг. Силаев утверждает, что категорически против любых двусторонних договоренностей России и Украины выступали и в ОБСЕ.
Пределы конфликта
«Я совершенно согласен с тем, что со структурной точки зрения происходящее – мировая война», — считает историк.
При этом масштабы конфликта определяются возможностями сторон, связанными «с экономикой и с пределом эскалации». Силаев уверен, что сейчас мы можем наблюдать на практике, как работает ядерное сдерживание, и оно не абсолютно.
По его словам, существует историческая идея, что мировые войны за гегемонию происходят с определенной периодичностью и длятся примерно тридцать лет, однако это очень проевропейский взгляд.
«Эти циклы гегемонии связаны с переходом центра глобальной капиталистической системы из одного региона в другой, из одной страны в другую», — объяснил Силаев.
Однако, например, официальная доктрина, которая заложена в китайской Конституции — «столетие унижений»: начиная с опиумных войн и заканчивая победой коммунистической партии. Поэтому на вопрос о «тридцати годах», уверен историк, в разных регионах ответят по-разному.
Читайте нас: