Назрела необходимость определить цели войны США с Россией, приводит WSJ слова Джона Болтона. Читатели в шоке. "Если Болтон хочет играть в русскую рулетку с ядерным оружием, то скатертью дорога. Только пусть шлет на войну своих внуков", – заявил один из них.
Новые разведданные, по которым за сентябрьским подрывом "Северных потоков" стоит некая "проиукраинская группировка", вызвали в Европе неожиданный политический отклик. На фоне грядущих экономических потрясений возникли опасения, что вмешательство Киева, будь то прямое или косвенное, подорвет поддержку украинского сопротивления. Украина свою причастность отрицает. Немецкие власти даже предположили, что это могла быть провокация Кремля, чтобы бросить тень подозрения на Киев.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Но даже если диверсию действительно устроила Украина, почему вдруг успешный срыв "Северного потока" должен поставить под угрозу иностранную помощь? Такой подход не только потенциально вреден, но и обнажает более масштабную проблему, которая уже не раз давала о себе знать с момента неспровоцированной российской агрессии. НАТО была напугана угрозами Москвы "обострить" конфликт, если Украину не будут держать на коротком поводке. Хотя предотвратить конфликт президенту Байдену не удалось (справедливости ради, он не особо и пытался), Владимир Путин мастерски удержал НАТО от достаточно решительных ответных действий, которые положили бы конфликту быстрый и победоносный конец. И времени на решение этой проблемы все меньше.
Своим успешным запугиванием Москва раскрыла неспособность Вашингтона как сформулировать четкие цели войны, так и разработать стратегию их достижения. Байден хочет, чтобы Россия "проиграла", но при этом опасается, что Украина действительно "победит". Если он искренне верит в официальную позицию Америки — восстановить суверенитет и территориальную целостность Украины — он должен подтвердить это и разработать соответствующий план. Если же нет, то должен заявить об этом во всеуслышание. Быть может, тогда мы получим хотя бы внятную дискуссию.
Нынешние же неясные цели и страхи российской эскалации и завели нас в военный тупик. Незадолго до начала боевых действий Байден четко исключил участие американских военных, чего не скажешь о Кремле. Спустя несколько дней Байден заявил, что "никто и не рассчитывал, что санкции что-либо предотвратят". В мае 2022 года его министр обороны и советник по национальной безопасности даже призвали российских коллег задуматься о прекращении огня — это верный знак слабости и нерешительности.
О том, что российские меры сдерживания работают, а у НАТО нет четкой стратегии, свидетельствуют и кипящие внутри альянса споры о поставках Украине вооружений — будь то польские МиГи, реактивные системы залпового огня "Хаймарс", танки "Абрамс", боеприпасы ATACMS или F-16. Споры о том, нужно ли вообще это оружие Украине с ее возможностями, не говоря уже о том, когда и где, — свидетельство непоследовательности нашего подхода и предвестник путаницы на поле боя (а то и чего похуже). Мягко говоря, затяжной военный тупик пойдет на пользу лишь более крупному агрессору, которому помогают Китай и другие, подобно тому как Запад помогает Украине.
Споры внутри НАТО из-за вооружений связаны в основном с тем, что Вашингтон требует от Киева не наносить ударов по целям в России или даже в Крыму, хотя США признали полуостров суверенной украинской территорией. По этой странной логике НАТО запрещает Украине наносить удары внутри России и щадит ее ключевые активы вроде того же "Северного потока", тогда как Кремль, наоборот, волен наносить удары по всей территории Украины. Наблюдатели, вспоминая катастрофический вывод американских войск из Афганистана, могут заключить, что Вашингтон либо не представляет, что делать, либо избегает чрезмерного военного давления на Москву. Иными словами, российское сдерживание работает.
Сегодня политика Белого дома, по сути, сводится к следующему: мы поддерживаем оборону Украины, но не хотим, чтобы она была достаточно действенной. Эта формула затяжной и безрезультатной войны напрочь игнорирует риски как для Америки, так и для Украины. Запасы ключевых боеприпасов США истощаются, а возможности их пополнить скудны. Все это сопровождается опасениями в связи с обновлением нашего стареющего атомного подводного флота и поставками в Австралию по сделке с блоком AUKUS. Хотя все эти проблемы уместнее сейчас, пока под удар не попала сама Америка, скудность американских арсеналов льет воду на мельницу изоляционистов, которые в принципе не желают помогать Украине.
Ясно одно: страхи насчет российской эскалации не обоснованы. Наша разведка и так значительно переоценила российские боевые возможности, а последние месяцы показали, что и они неуклонно истощаются. Где же тайная российская армия, которая угрожает НАТО? И если она в принципе существует, то почему она до сих пор не на Украине? Путинское бряцание ядерным оружием тоже отпугнуло НАТО — и тоже без веской причины. Угрозы Москвы — не что иное, как блеф. Его применение рассматривается лишь в самых крайних обстоятельствах — при полном крахе на поля боя или при падении путинского режима. Таким образом мы должны раскусить его блеф и сосредоточиться на сдерживании Путина в разных сценариях, вплоть до угрозы его свержения.
Быть может, сама того не желая, администрация Байдена своими сомнениями и колебаниями лишь мешает военным усилиям, а политически открывает двери принципиальным противникам американской помощи. Отсюда назрела настоятельная необходимость четко сформулировать цели нашей войны. В противном случае на сторонников Украины и дальше посыплются обвинения, что они выдают Киеву "карт-бланш" и втравили нас в очередную "войну без конца и края" (хотя она длится всего 13 месяцев и пока что обходится США без потерь). Хотя эта проблема внутриполитическая, она отражает и неудачи в сфере национальной безопасности. Господину Байдену пора собраться с мыслями и навести порядок.
Джон Болтон — бывший советник президента по национальной безопасности в 2018–2019 годах и посол при ООН в 2005–2006 годах. Автор книги "Комната, где все произошло: мемуары из Белого дома".
Комментарии читателей:
Daniel Archer
Та же компания подарила нам Афганистан и Ирак. Болтон, похоже, сознательно "забывает", что еще год назад все думали, что Украина падет через месяц, и Россия просто соберет все посланное ей оружие как трофеи.
А потом встал вопрос, сможет ли Украина перейти в успешное наступление. А сейчас все забыли, что настоящая жизнь — это не кино, и ее финал разворачивается не по сценарию. Не будь Украина такой коррумпированной, мы были жили в совершенно ином мире. Не фанат Байдена, но чего я точно не хочу, так это чтобы к власти вернулись нераскаявшиеся неоконсерваторы.
Chris D
Этот дуралей еще не встречал такой войны, куда бы не захотел нас втравить.
Marion Shaw
Если Джон Болтон хочет играть в русскую рулетку с ядерным оружием, то скатертью дорога. Только пусть шлет на войну собственных внуков, а не моих.
Stephen Cooke
Нерасторопность Байдена одной Украиной не ограничивается. Граница нараспашку, банки банкротятся, энергетическая зависимость усугубляется и так далее. Мужик всегда работает вполсилы.
David London
Что, если патовая ситуация — оптимальный сценарий для ВПК? А эти ребята всяко не без связей в Вашингтоне.
N Berry
Какая еще война? Вот Десантис говорит, что это всего лишь "территориальный спор".
tim millette
А все потому, что управляющим нашей страной идиотам невдомек, что у России тоже есть право на доктрину Монро.
Россия не раз говорила, что не будет мириться с повторением Кубинского кризиса у своих границ.
30-40% украинцев хотели быть ближе к России, а ЕС и нашим неоконсерваторам было наплевать, и они решили разорвать страну на части.
Daniele Vecchi
Итак, прошло 13 месяцев, и чего мы добились? Последствия уже прокатились по всему Западу — инфляция, рецессия, дороговизна энергоносителей. Украина наполовину разрушена, а Россия откатилась на 30 лет назад в плане интеграции и перестала быть надежным партнером. И это без учета тысяч гражданских и военных жертв. Западные СМИ должны признать, что пичкать людей радикальной риторикой попросту неразумно. Наконец, уж коли затеваешь войну, надо иметь разумные шансы ее оправдать, выиграть и успешно из нее выйти. А пока что этим похвастаться не может никто…
Philip Wall
Болтон — это современный доктор Стрейнджлав.
C Wung
Может, все дело в том, что наши арсеналы опустели и слать на Украину особенно нечего? И мы просто не хотим позориться. Если так, то да, это системный провал национальной безопасности.
Thomas DeHoff
Поглядите-ка, воинственный мистер Болтон не хочет, чтобы мир поглотила третья мировая. И снова ни малейшего представления о том, что считать победой. "Проукраинская группировка" вывела из строя "Северный поток". Ага, ВМС США называется — Сеймур Херш обстоятельно об этом рассказал. Если это правда, мы уже фактически объявили войну России. Вашингтон встал на скользкую дорожку к третьей мировой.