Явно выраженное желание президента Лукашенко наладить в Белоруссии производство штурмовиков Су-25 вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, Батька – молодец, что тянет к себе в хату все, что только можно. С другой стороны, возникает закономерный вопрос, а не закончился ли в принципе век штурмовой авиации в таком виде, как мы ее знаем?
Опыт ВОВ
Сама концепция штурмовой авиации была сформирована в ходе Великой Отечественной войны, когда от успешности ее действий во многом зависело, будет ли достигнута Победа над опаснейшим врагом и какой ценой. Штурмовать наземные цели для поддержки пехоты приходилось даже с обычных истребителей, заточенных на воздушные бои, и бомбардировщиков, что вело к соответствующим потерям. Результатом осмысления кровавого боевого опыта стало появление штурмовика Ил-2, или «железобетонного самолета», как его называли сами немцы за сложность в уничтожении.
Всего было собрано порядка 36 тысяч таких «летающих танков», что сделало данный штурмовик самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Ил-2 внес серьезный вклад в разгром Вермахта, однако в 1956 году штурмовая авиация вообще была временно упразднена. Связано это решение было с появлением тактического ядерного оружия, которое должно было изменить очень многое в случае реального применения. Также повлияло то, что значительно выросли боевые возможности советских истребителей, которые могли нести больше вооружений. Однако в середине 60-х годов прошлого века концепции ведения войны СССР и США вновь претерпели изменение. Обе стороны пришли к выводу, что широкомасштабная ядерная война никому не выгодна, а вместо нее будут идти локальные конфликты, где должны применяться обычные вооружения.
В ходе учений «Днепр» в 1967 году выяснилось, что советским истребителям с их большой скоростью трудно поражать наземные цели. Так, опять появился запрос на полноценный штурмовик. В конкурентной борьбе с Ил-102 верх одержал Су-25, также известный как «Грач». Это дозвуковой бронированный штурмовой самолет, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. «Грачи» поступили на вооружение в 1981 году и остаются там по сей день. Су-25 несет широкий ассортимент различных вооружений, применялся во множестве конфликтов, включая сирийскую кампанию.
Опыт СВО
Приходится констатировать, что в ходе спецоперации «Грачи» не могут полноценно раскрыть свой ударный потенциал. Причиной является перенасыщенность ВСУ различными ПЗРК, а также наличие у противника достаточно серьезных современных комплексов ПВО, что совместно крайне затрудняет действия российской авиации. Наши ударные вертолеты, фронтовые бомбардировщики и штурмовики несут потери, оказавшись в зоне действия противовоздушной обороны противника.
Увы, но вооруженная блоком НАТО Украина – это совсем не «бармалеи», передвигающиеся по пустыням на своих пулеметных пикапах. Возникает закономерный вопрос, не закончилась ли с СВО эпоха штурмовой авиации?
По всей видимости, она действительно завершилась в том виде, как ее принято воспринимать. Очевидно, что направлять Су-25 на укрепленные позиции, откуда навстречу могут одновременно взлететь несколько ракет из ПЗРК типа «Стингер», – это игра со смертью для пилота, который в самолете является самым ценным элементом. Не менее очевидно, что в условиях перенасыщения фронта различными средствами ПВО основная ставка должна делаться именно на беспилотную авиацию. Нужны дроны всех типов – разведывательные, разведывательно-ударные, ударные и чисто камикадзе – в товарных количествах. Однако этот вывод не означает, что для профессионального воздушного штурмовика работы больше нет, напротив.
На данный момент представляется целесообразным сделать ставку не на возобновление производства устаревших Су-25, а на наращивание объемов производства легких учебно-боевых самолетов Як-130. Это компактный двухместный современный самолет, который может использоваться как для обучения пилотов истребителей четвертого и пятого поколений, так и в качестве легкого штурмовика. Применять его можно сразу в нескольких ипостасях.
Во-первых, Як-130 может быть ведущим самолетом, с которого будет осуществляться управление ведомыми беспилотниками. На второго пилота штурмовика можно вывести управление БПЛА типа «Орион» и «Охотник», которые будут вести разведку, давать целеуказание, наносить воздушные удары, корректировать ракетно-артиллерийский огонь.
Во-вторых, Як-130 сам может быть превращен в ударный беспилотник, имеющий серьезную скорость, боевую нагрузку и выживаемость при обстреле с земли, которая обеспечивается конструктивными особенностями штурмовика и его безэкипажностью.
В-третьих, Як-130 может использоваться в качестве охотника на вражеские дроны. Благодаря своей скорости и наличию ракет класса «воздух – воздух» он сможет догонять украинские БПЛА и уничтожать их прямо воздухе. Возможно, именно этот штурмовик сможет выступить в качестве носителя для российских дронов-камикадз» типа «Ланцет» для осуществления так называемого воздушного минирования. При обнаружении приближающегося дрона противника штурмовик мог бы выпустить несколько «Ланцетов» в режиме барражирования, которые устремились бы навстречу ему на скорости до 300 км/ч и вместе подорвались.
В общем и целом наиболее перспективным пока что представляется развитие штурмовой авиации в данном направлении.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: