Лента новостей

12:09
Ещё одно государство заявило о намерении вступить в БРИКС+
12:07
Как репрессии режима Санду провоцируют раскол Молдовы
12:03
Генпрокурор Краснов призвал к «жестким мерам» за преступную помощь мигрантам
12:02
Генпрокурор Краснов: в России число терактов выросло в 3,5 раза
11:34
В Харькове и Одессе ВКС РФ поразили расположения украинских нацистов
11:33
В Эстонии пригрозили монастырям закрытием в случае отказа выйти из РПЦ МП
11:25
Одесса оказалась обесточена после взрывов
10:56
Депутат Госдумы обвинила оренбургские власти в невыполнении финансовых обязательств перед пострадавшими от паводка
10:54
США хотят использовать доллар для прекращения китайской помощи России
10:26
Сотни тысяч человек протестуют в Аргентине против политики Милея
10:18
Актёру Ефремову отказали в УДО
09:43
О задержании Иванова Путину доложено, Шойгу — заранее поставлен в известность
09:41
Секретное оружие русских гасит GPS над Балтикой
09:31
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 24.04.2024
09:30
«Штормам» на СВО организовали и провели концерт
09:12
Грузию толкают в майдан
09:05
В Смоленской области горят объекты ТЭК после атаки БПЛА
08:47
Спасательный аппарат АС-34 провел погружения в Кольском заливе
08:25
Кому выгодна атака Ирана на Израиль?
08:12
Заместитель Сергея Шойгу задержан по подозрению в коррупции
07:54
Война на Украине может достичь решающей точки к летнему саммиту НАТО
07:50
Ночная атака беспилотников на города РФ: подробности к утру
05:17
Роль флота в сохранении мирового лидерства США
05:07
Вильгельм Фойгт – человек, ограбивший казну города
00:39
Одесса — «нестиранный белый свитер»
00:35
Виртуальный Байден сокращает отставание от живого Трампа, но помеха в Роберте Кеннеди
00:06
«Пойдём сажать кукурузу». В Минэнерго анонсировали закат угольной промышленности Донбасса. Жители республики возмущены
22:57
«Фигуры такого уровня если и берут под стражу, то, скорее, по причинам политическим». Тимур Иванов задержан за получение взятки
22:40
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 апреля, вечер
21:23
Захарова сравнила украинцев с индейцами Северной Америки
21:18
Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала и почему этот сериал не стоит пропускать
21:17
Процессор Zilog Z80 скоро снимут с производства — легенде исполнится 48 лет
21:09
Враг атаковал проходную предприятия в Белгородской области, ранив мирных жителей (ФОТО)
21:08
Мигранта, оскорблявшего и подрезавшего спортсменок из Челябинска за короткие шорты, депортируют из России (ВИДЕО)
21:06
Найджел Фарадж в роли Немезиды для британских тори
20:43
Баскетбол с Семёном Ерёминым
20:36
Минэкономразвития России анонсировало курс доллара больше 100 рублей
20:35
Администрация Байдена готовит поставку оружия Украине на $1 млрд
20:34
Сунак переводит британскую промышленность в режим войны
20:33
Украинские войска ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 апреля
19:26
Даванков поддержал студентов, которые протестуют против Ильина и Дугина
19:18
Сунак объявил о переводе оборонной промышленности Британии в режим войны
19:17
«Не хватает пушечного мяса»: украинцы в Польше оценили прекращение выдачи загранпаспортов
18:43
«Проверка на вшивость»: эксперт Клинцевич объяснил предпосылки сноса советских памятников в Болгарии
18:16
Компромисс возможен только между равными
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Опыт СВО: штурмовой авиации придется учиться взаимодействовать с беспилотной

Опыт СВО: штурмовой авиации придется учиться взаимодействовать с беспилотной



Явно выраженное желание президента Лукашенко наладить в Белоруссии производство штурмовиков Су-25 вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, Батька – молодец, что тянет к себе в хату все, что только можно. С другой стороны, возникает закономерный вопрос, а не закончился ли в принципе век штурмовой авиации в таком виде, как мы ее знаем?


Опыт ВОВ


Сама концепция штурмовой авиации была сформирована в ходе Великой Отечественной войны, когда от успешности ее действий во многом зависело, будет ли достигнута Победа над опаснейшим врагом и какой ценой. Штурмовать наземные цели для поддержки пехоты приходилось даже с обычных истребителей, заточенных на воздушные бои, и бомбардировщиков, что вело к соответствующим потерям. Результатом осмысления кровавого боевого опыта стало появление штурмовика Ил-2, или «железобетонного самолета», как его называли сами немцы за сложность в уничтожении.

Всего было собрано порядка 36 тысяч таких «летающих танков», что сделало данный штурмовик самым массовым боевым самолетом в истории авиации. Ил-2 внес серьезный вклад в разгром Вермахта, однако в 1956 году штурмовая авиация вообще была временно упразднена. Связано это решение было с появлением тактического ядерного оружия, которое должно было изменить очень многое в случае реального применения. Также повлияло то, что значительно выросли боевые возможности советских истребителей, которые могли нести больше вооружений. Однако в середине 60-х годов прошлого века концепции ведения войны СССР и США вновь претерпели изменение. Обе стороны пришли к выводу, что широкомасштабная ядерная война никому не выгодна, а вместо нее будут идти локальные конфликты, где должны применяться обычные вооружения.

В ходе учений «Днепр» в 1967 году выяснилось, что советским истребителям с их большой скоростью трудно поражать наземные цели. Так, опять появился запрос на полноценный штурмовик. В конкурентной борьбе с Ил-102 верх одержал Су-25, также известный как «Грач». Это дозвуковой бронированный штурмовой самолет, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. «Грачи» поступили на вооружение в 1981 году и остаются там по сей день. Су-25 несет широкий ассортимент различных вооружений, применялся во множестве конфликтов, включая сирийскую кампанию.

Опыт СВО


Приходится констатировать, что в ходе спецоперации «Грачи» не могут полноценно раскрыть свой ударный потенциал. Причиной является перенасыщенность ВСУ различными ПЗРК, а также наличие у противника достаточно серьезных современных комплексов ПВО, что совместно крайне затрудняет действия российской авиации. Наши ударные вертолеты, фронтовые бомбардировщики и штурмовики несут потери, оказавшись в зоне действия противовоздушной обороны противника.

Увы, но вооруженная блоком НАТО Украина – это совсем не «бармалеи», передвигающиеся по пустыням на своих пулеметных пикапах. Возникает закономерный вопрос, не закончилась ли с СВО эпоха штурмовой авиации?

По всей видимости, она действительно завершилась в том виде, как ее принято воспринимать. Очевидно, что направлять Су-25 на укрепленные позиции, откуда навстречу могут одновременно взлететь несколько ракет из ПЗРК типа «Стингер», – это игра со смертью для пилота, который в самолете является самым ценным элементом. Не менее очевидно, что в условиях перенасыщения фронта различными средствами ПВО основная ставка должна делаться именно на беспилотную авиацию. Нужны дроны всех типов – разведывательные, разведывательно-ударные, ударные и чисто камикадзе – в товарных количествах. Однако этот вывод не означает, что для профессионального воздушного штурмовика работы больше нет, напротив.

На данный момент представляется целесообразным сделать ставку не на возобновление производства устаревших Су-25, а на наращивание объемов производства легких учебно-боевых самолетов Як-130. Это компактный двухместный современный самолет, который может использоваться как для обучения пилотов истребителей четвертого и пятого поколений, так и в качестве легкого штурмовика. Применять его можно сразу в нескольких ипостасях.

Во-первых, Як-130 может быть ведущим самолетом, с которого будет осуществляться управление ведомыми беспилотниками. На второго пилота штурмовика можно вывести управление БПЛА типа «Орион» и «Охотник», которые будут вести разведку, давать целеуказание, наносить воздушные удары, корректировать ракетно-артиллерийский огонь.

Во-вторых, Як-130 сам может быть превращен в ударный беспилотник, имеющий серьезную скорость, боевую нагрузку и выживаемость при обстреле с земли, которая обеспечивается конструктивными особенностями штурмовика и его безэкипажностью.

В-третьих, Як-130 может использоваться в качестве охотника на вражеские дроны. Благодаря своей скорости и наличию ракет класса «воздух – воздух» он сможет догонять украинские БПЛА и уничтожать их прямо воздухе. Возможно, именно этот штурмовик сможет выступить в качестве носителя для российских дронов-камикадз» типа «Ланцет» для осуществления так называемого воздушного минирования. При обнаружении приближающегося дрона противника штурмовик мог бы выпустить несколько «Ланцетов» в режиме барражирования, которые устремились бы навстречу ему на скорости до 300 км/ч и вместе подорвались.

В общем и целом наиболее перспективным пока что представляется развитие штурмовой авиации в данном направлении.

Сергей Маржецкий


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх