9 мая Михайловский театр приглашает на программу «Победа: с болью и гордостью». Прозвучат песни военных лет и детская опера «Брундибар». Сочинение приобрело мировую известность после того, как в 1943 году было исполнено малолетними узниками концентрационного лагеря Терезиенштадт (чешская крепость Терезин). «Известия» публикуют беседу с Элой Вайсбергер, одной из участниц этого легендарного спектакля.
— Когда для вас началась война?
— Мне было восемь лет. Моя семья жила в Брно, я ходила во второй класс школы. Однажды всех школьников повели на парад приветствовать Гитлера. Я до сих пор слышу звук его голоса, помню свой страх... Это был день, когда нацисты оккупировали Чехию — 15 марта 1939 года.
Еврейские дети были сразу же исключены из школ, нам запрещалось ходить по центральным улицам. В трамваях мы могли стоять только на задней площадке вагона. Фамилия моего дяди начиналась на букву А, и в концлагерь Терезиенштадт нас отправили одним из первых поездов. Мы могли взять с собой только 50 кг багажа, и было непонятно, что брать в первую очередь. Мама надела на нас с сестрой множество одежды, и я едва могла идти.
— Известно, что партитура детской оперы «Брундибар» была спрятана в одном из чемоданов.
— Да, «Брундибара» тайно пронесли в лагерь. Наш педагог Руди Фрёденфельд сохранил клавир композитора Ганса Красы. Сам Краса был уже в Терезине, как и почти все дети из Праги, которые пели эту оперу. Автор либретто Адольф Хоффмайстер сумел уехать в Англию. Руди знал, что в лагере есть кому исполнять «Брундибар», и устроил конкурс. Сегодня это называли бы кастингом. Я не знала нот, но умела петь, и мне дали партию Кошки.
— Вы помните день премьеры?
— Премьера состоялась в Магдебургских бараках. В небольшом помещении было человек сто, в том числе и нацисты, нас охранявшие. Постановщиком был Франтишек Зеленка, который до войны работал главным художником в Национальном театре Праги. Он остался с нами на все 55 спектаклей. Франтишек сохранил маленький тюбик крема для обуви, и мои усы нарисовал этим кремом. На сцене мы не обязаны были надевать желтые звезды Давида, и это были несколько минут свободы. Мы выходили на сцену каждую неделю в течение года и всегда ждали день спектакля.
— Для детей злой шарманщик Брундибар был олицетворением нацизма, а победа над ним — надеждой на собственное освобождение. Как нацисты разрешили такой спектакль?
— Опера исполнялась по-чешски, нацисты наш язык не понимали и думали, что мы играем просто детскую сказку. К тому же они готовили съемки документального фильма, чтобы потом показывать его по всему миру и опровергать слухи об уничтожении детей.
Съемки проходили в бараке, который использовался как лагерная больница. Первым делом нацисты убрали кровати и отправили больных детей в Освенцим. Это был последний спектакль. Вскоре после него началась транспортировка узников в другие концлагеря. Из 140 тыс. людей, прошедших через Терезин за годы войны, в живых осталось менее 20 тыс.
— Исполнителям оперы «Брундибар» удалось выжить?
— Совсем немногим. Почти все после съемок фильма были отправлены в Освенцим. Сегодня нас еще меньше. Мы, бывшие узники, мечтаем, чтобы «Брундибар» не умирал. Сегодня эта опера напоминает о том страшном времени...
Никогда не забуду майское утро, когда русские солдаты на мотоциклах ворвались в Терезиенштадт. Не забуду их лица и возгласы: «Здравствуйте! Вы свободны!». После солдат прибыли русские врачи лечить нас — в лагере была эпидемия дизентерии и брюшного тифа. Мы всегда помним, кто сохранил нам жизнь и подарил свободу, и, пока живы, будем об этом рассказывать.
Справка
Премьера оперы «Брундибар» чешского композитора Ганса Красы на либретто Адольфа Хоффмайстера состоялась в Праге в 1938 году. Современные постановки оперы охватывают Европу, Северную Америку, Австралию и всегда посвящаются памяти детей, погибших в концлагерях. На русском языке «Брундибар» был впервые представлен весной 2015 года, в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Читайте нас: