Киев готов расстаться с транзитным статусом за $ 50 млрд
По мере того, как «незалежная» утрачивает положение «энергомоста» между Россией и ЕС, майданные «урядники» на Банковой продолжают «богатеть сутяжными думками». На этот раз европейский храм Фемиды планирует посетить директор по развитию бизнеса «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко.
«$ 50млрд, из которых $ 30 млрд. — вопрос компенсации, мы требуем получить за то, что мы раньше „Газпрома" недополучили или переплатили и, по крайней мере, $ 20 млрд. это дополнительные денежные потоки, которые мы получим после принятия решения в Стокгольме», — несколько сбивчиво и сумбурно изложил чиновник «Нафтогаза». «Если не будет политических рисков, мы уверены в том, что мы докажем в суде обоснованность своей позиции», — полагает пан Витренко.
Впрочем, на чём зиждется уверенность, он не стал распространяться. Видимо на той самой политической составляющей (проще говоря, антироссийской ангажированности), на которую так привыкли уповать в Киеве. К нарушениям заключенного с «Нафтогазом» контракта Витренко отнёс резкое сокращение объема газа, прокачиваемого «Газпромом» в Европу через территорию Украины. Свои потери от падения объемов транзита «Нафтогаз» оценивает в $ 6 млрд. Это единственная цифра, которая имеет рациональное обоснование.
Действительно, после «революции гидности» Москва отменила действие нерыночных скидок (от декабря 2013 года и апреля 2010 года, когда начал действовать дисконт по Харьковским соглашениям) в отношении режима, который официально провозгласил РФ «страной-агрессором». Таким образом, летом 2014 года Киев мог приобрести «голубое топливо» на общих рыночных основаниях. То есть, не за $ 268 за тысячу кубометров, как раньше, а всего за $ 379 за тысячу кубов, как в соседней Польше.
Напомним, «Газпром» и НАК «Нафтогаз» судятся в Стокгольмском арбитраже с июня 2014 года. В свою очередь, российский газовый монополист требует от Украины $ 32 млрд. в качестве компенсации за невыбранные объёмы в рамках системы «бери или плати».
По мнению украинской стороны, Россия продавала Украине газ по невыгодным ценам, в отличие от европейского реверса, указывает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
— При этом сами украинские эксперты признают, что в прошлом году «энергоперемога» обошлась в $ 400 за кубометр. Именно столько платил Киев за «спасительный» европейский реверс…
— Да, это трудно понять логически. Любой арбитраж поднимет реальные цены по годам, и тогда выяснится, что европейское топливо Украине всегда обходилось дороже, чем тот газ, который предлагала Россия.
— Какие чудеса юридической техники планируют продемонстрировать представители Киева в Стокгольмском арбитраже, чтобы доказать «нерыночный» характер ценообразования, если «Нафтогаз» приобретает газ, привязанный к плавающей стоимости «бочки» нефти с чуть более чем полугодовым лагом?
— Пока это не удавалось никому. Другое дело, что существует система скидок — кому-то предоставляется больший дисконт, кому-то меньший. В зависимости от объёмов потребления. Таким оптовикам-потребителям как Германия, которая приобрела в прошлом году у России 44 млрд. кубов, естественно, полагается скидка. Кстати, говоря немцы активно используют транзитные трения между Россией и Украиной. Эксперты исследовательского института при энергетическом гиганте AG Energiebilanzen предполагают, что часть российского «голубого топлива» была направлена в западноевропейские страны, а другая пошла на восток, включая Украину. Разумеется, с выгодной немцам маржой.
В то время как с января по ноябрь 2015 г. импорт газа из РФ в Украину составил 6,2 млрд. куб. м по сравнению с 14,5 млрд годом ранее. Плюс некоторые европейские страны позволяют нашим компаниям работать у себя, получая дополнительную прибыль, что также обосновывает предоставление бонуса с нашей стороны за вход на рынки.
— То есть, формула ценообразования для всех одна и та же, но украинские власти хотели бы пользоваться её преимуществами в одностороннем порядке?
— Совершенно верно. Плюс Киев хочет повысить транзитные платежи. Поскольку Россия запустила Северный поток, соответственно, часть газа ушла по этому маршруту.
— Если украинские власти не устраивает нынешний объём закупок, который они сами же свели к нулю, и существующий транзитный тариф, то, может, имеет смысл реанимировать «дело Тимошенко», которая заключила такое невыгодное для Украины соглашение в бытность премьер-министром.
— Наверняка, Порошенко понравилась бы эта идея. А если серьёзно, то, согласно контракту, украинская сторона была обязана выбирать определённые объёмы. Только в третьем квартале прошлого года невыбранные объемы газа по условию «бери или плати», составляют $ 32 млрд. Да, когда подписывались дополнительные схемы с участием Еврокомиссии, Москва временно приостановила действие этого правила. Одновременно ЕК выделила более $ 500 млн., а РФ сделала скидку (минус $ 17,7 от контрактной цены в $ 230 долларов за тысячу кубов). Что позволило закачать в конце 2015 года в украинские ПХГ недостающие 2,2 миллиарда кубометров газа для обеспечения транзита в зимний период.
— Если Киев готов покупать более дорогой реверсный газ, то тезис о якобы завышенной стоимости российского трубопроводного не выдерживает критики…
— Конечно, это просто смешно. Что касается объёмов транзита, то трудно сказать, насколько жёстко это было прописано.
— Может быть, разбирательство в Стокгольмском арбитраже представляет попытку заблокировать строительство второй нитки Северного потока?
— Едва ли, мы просто дождёмся окончания действия транзитного договора с Украиной (1 января 2020 года), и в тот же день пустим газ по трубе по дну Балтики. Требуя повышения транзитной ставки, Киев окончательно добивает свой газотранспортный проект. Потому что покупателям становится невыгодно приобретать российский газ. Понятно, что транзитный тариф оплачивает «Газпром», но если его накрутить в 2,5 раза, то это отразится на конечной стоимости для европейских потребителей.
— Устраивая себе «энергетическое харакири», Киев подыгрывает нашим конкурентам на европейском рынке?
— В таких объёмах это просто нереально. За прошлый год доля поставок «Газпрома» на рынке Европы достигла максимума — 31%. И американцы, которые из своего киевского посольства «рулят» процессами на Украине, не мечтают в нынешних условиях о сланцевой экспансии в ЕС. Перед ними стоит другая задача — как можно сильнее «сталкивать лбами» Россию с Европой посредством Украины. От этой политики европейцы страдают не меньше, чем наша страна.
— Снимает ли «Северный поток-2» с повестки дня строительство газовой магистрали на юг Европы?
— Примерно на 80%, поскольку, в рамках ЕС активно реализуется система трубопроводов-интерконнекторов, позволяющих перебрасывать топливо из одного конца Европы в другой. Фактически, киевские власти сами подрывают транзитный статус Украины. Это даже не стратегия, а рефлекс «последнего хапка». Главное обвинять Россию во всех смертных грехах, чтобы под сурдинку геополитического противостояния между Россией и Западом постараться отжать как можно больше денег.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напоминает, что первый иск касается долгов, которые образовались ещё в 2012—2014 гг.
— Речь идёт о поставленном российском газе. Дальше Киев ударился во все тяжкие — не могу вернуть денег за потреблённый газ, значит, сам судиться буду.
— Представители «Нафтогаза» обвиняют российскую сторону в снижении объёмов прокачки, хотя по данным агентства Fitch «Газпром» в текущем году сохранит объем транзита природного газа через украинскую газотранспортную систему на уровне 2015 года.
— Поставки газа по двум ниткам «Северного потока» в коммерческом режиме начались раньше — в конце 2012 года. При этом, ни под какими штрафными санкциями за неполную прокачку, в отличие от системы «take or pay», с российской стороны никто не подписывался. Соответственно, даже если объёмы транзита снижаются, «Газпром» не нарушает никаких договорных обязательств. У нас есть контракты с европейскими потребителями. И не важно, как мы поставим им «голубое топливо» — через Украину, Арктику или космос.
— На что тогда рассчитывают в Киеве — тотальную ангажированность международных судебных инстанций?
— Это не поддаётся рациональному осмыслению. Что касается транзитных платежей, то их повышение зависит исключительно от доброй воли «Газпрома». Хотеть можно всё, что угодно, но пока контракт действует, зафиксированные в нём ставки остаются в силе.
Вообще, трудно обосновать, почему в условиях падающего рынка, должна расти себестоимость прокачки. По-моему, не стоит пытаться «искать мозги там, где их нет». Политиканы на Печорских холмах банально пытаются заработать на России, чем они, по большому счёту, всегда занимались. Всё, что можно было получить в виде кредитов, Киев уже получил. Остаётся судиться по поводу повышения транзитных платежей.
— Подтолкнёт ли это Европу к «окончательному решению украинского транзитного вопроса»?
— Он упирается в перспективы «Северного потока-2». «Северный поток» загружен до 94%, это чуть более 60 млрд. кубов газа в год. «СП-2» будет в районе 55 млрд. Соответственно, Украине останется не более 15−20% от нынешнего объёма транзита. Этого хватит для обеспечения потребностей ближайших государств — Венгрии и Словакии. Думаю, контракт в 2019 году полностью разорван не будет, но он будет существенным образом пересмотрен в сторону уменьшения объёмов прокачки.
Киев потребует пересчитать транзитную плату за каждый кубометр, которых станет в разы меньше. При этом переговорные позиции киевских властей будут слабы. Потому что до той же Словакии можно будет довести российский газ обходным путём.
Василий Ваньков
Фото: Zuma/ ТАСС
Читайте нас: