США последовательно наращивали свои силы, нарушая ядерный паритет.
В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил о приостановке участия в Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). До последнего времени соглашение должно было служить гарантом некоего ядерного паритета сторон, но в силу явных недружественных шагов со стороны США таковым быть перестало.
Среди причин, повлекших принятие сложного, но необходимого решения, Путин назвал прямую вовлеченность Штатов в украинский конфликт, заявления американских политиков о следовании цели стратегического поражения России, а также наличие ядерного оружия у других стран НАТО, которое не учитывается в договоре, но которое, очевидно, нацелено на РФ.
Договор, подписанный экс-президентом Дмитрием Медведевым и бывшим американским лидером Бараком Обамой, вступил в силу 5 февраля 2011 года и стал достойным продуктом эпохи. Тогда казалось, что страны вступили на путь «перезагрузки» отношений, и перспектива говорила о расширении партнерства, экономических связей, вела к отказу от взаимных угроз.
Согласно договоренностям, было предусмотрено сокращение развернутых (подготовленных к боевому применению) ядерных боезарядов до 1 550 единиц для каждой стороны, носителей (межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, а также стратегических бомбардировщиков) до 700 единиц. Остальные владельцы ядерного оружия в этом договоре не учитывались: высказывались предположения, что ядерные государства присоединятся к данному документу позднее, по мере необходимости. Однако и без них СНВ-3 стал серьезным основанием к разрядке.
Договорные показатели
На момент начала действия договора, США располагали 882 развернутыми носителями ядерных зарядов (МБР, БРПЛ и стратегические бомбардировщики) и 1 800 ядерными боеголовками. В России имелись 521 развернутый носитель и 1 537 ядерных боеголовок.
США достигли договорных показателей к концу 2017 года, сохранив на вооружении 660 носителей и 1 393 ядерные боеголовки. В России они были зафиксированы в начале 2018-го, когда количество носителей составило 527 единиц, а ядерных боеголовок 1 444 штук. В дальнейшем США продолжили наращивать количество как носителей, так и боеголовок — к концу 2020 года у них было 675 носителей и 1457 боеголовок. Россия же снизила численность носителей до 510 единиц, сохранив количество боеголовок на уровне 1 447 штук. В настоящее время по данным показателям сохраняется примерный паритет.
Однако есть нюанс. Все последнее время США разрабатывали теорию нанесения глобального неядерного удара конвенционным оружием (крылатыми ракетами большой дальности воздушного базирования), который мог в значительной степени повредить или уничтожить критически важные объекты государственной инфраструктуры РФ. Это, по существовавшей в то время концепции применения ядерного арсенала, не позволяло России использовать в ответ свою ядерную мощь — «мы не применим ядерное оружие первыми».
Теория быстро перешла в практику, и в структуре вооруженных сил США появилось так называемое Командование глобального удара (AFGSC, Air Forces Global Strike Command). Сейчас в готовности к немедленному боевому применению (остальные могут быть подготовлены к вылету в течение нескольких суток) на аэродромах Барксдейл, Майнот и Уайтмен поддерживаются 19 бомбардировщиков В-2 и 30 бомбардировщиков В-52Н, которые суммарно способны вывезти на рубежи пуска 512 крылатых ракет AGM-158 JASSM. Но это еще не все.
В состав AFGSC вошли 7-е и 28-е бомбардировочные крылья (по нашему — бомбардировочные полки), базирующиеся на авиабазах Дайс и Элсуорт, которые вооружены «конвенциональными» бомбардировщиками В-1В. В постоянной готовности поддерживается 20 таких самолетов, способных одновременно поднять 480 крылатых ракет AGM-158 JASSM. Итого Командование глобального удара практически в любой момент времени может осуществить пуск по критически важным объектам на территории России без малого тысячи крылатых ракет — точнее 992 JASSM.
Нивелируя риски, Россия поправила концепцию применения ядерных сил, исключив тезис о неприменении ядерного оружия первыми и дав «партнерам» понять, что ответный удар может быть ядерным. Тем не менее это не повлекло особых изменений в политике Белого дома —особенно в той части, которая касалась продвижения НАТО на восток.
Серьезным фактором дестабилизации безопасности служит наличие ядерного оружия у стран, входящих в блок НАТО — как национального, так и американского, размещенного в Европе. Национальное ядерное оружие имеется в Британии и Франции и представлено баллистическими ракетами на атомных подводных лодках. Причем есть все основания полагать, что коды на применение этих ракет проходят через командные структуры НАТО, а если быть точнее, то через Пентагон. Ведомству приказ на применение ядерного оружия может отдавать только президент Штатов. Речь идет о нескольких сотнях ядерных боеголовок.
Кроме того, США свои ядерные бомбы воздушного базирования (порядка 200 штук) хранят на территории Бельгии, Италии, Нидерландов, Турции, Германии и, оценочно, в Румынии. Пилоты тактической авиации этих государств проходят подготовку по применению ядерных бомб, что категорически противоречит нормам нераспространения ядерного оружия и фиксирует факт нарушения договорных начал со стороны США. Как сказал в своем послании Владимир Путин, «США плевать хотели [на достигнутые договоренности]».
В сложившихся условиях сохранять баланс сил следованием положений СНВ не представляется возможным. А вот увеличение сил ядерного сдерживания точно поможет.
Алексей Суконкин
Читайте нас: