Готовится показательная расправа с бывшим президентом
Песенка «Гондурас в огне» из 90-х годов, а заодно и клип с комичными партизанами, напомнили мне об этой оккупированной Соединёнными Штатами стране в Центральной Америке.
По числу дипломатов и сотрудников спецслужб, военного персонала, расквартированного в Гондурасе, «некоммерческих» организаций, религиозных сект made in USA и прочих подобных образований, эту страну без преувеличения можно считать захваченной американцами. Все последние администрации США называли Гондурас наиболее послушным союзником в Латинской Америке, не доставляющим серьёзных проблем. В таком полуколониальном состоянии просто держать страну на коротком поводке.
Правительству Сиомары Кастро высвободиться из стальной хватки американской империи будет крайне сложно. Недавно исполнился год со времени её избрания на президентский пост, и уже ясно, что предвыборная, популистская по сути программа Кастро саботируется американским посольством по всем каналам.
Многоопытным советником Сиомары является Мануэль Селайя, её муж с 1976 года, который был избранным президентом Гондураса в 2006-2009 гг. Он не скрывал своей ориентации на левых политических деятелей того времени – Уго Чавеса, Луиса Инасио да Силву, Нестора Киршнера и других. Выражал симпатии кубинской революции. Попытка переизбраться на второй срок ему не удалась: сработал саботаж американских спецслужб. Тогда в Пентагоне не на шутку разъярились: Селайя заявил, что закроет опорную базу США в Сото-Кано (Пальмероле) и на её месте возведёт международный аэропорт.
По большому счёту, Селайя легко отделался: его не убили. Лишь выслали из страны. Обвинять его в наркотрафике американцы не стали: не успели сфабриковать соответствующую фактуру.
С другим президентом Гондураса – Хуаном Орландо Эрнандесом (2014-2022) – Вашингтон поступил иначе. Два своих срока он покорно следовал американским установкам. Был угодливым вассалом, рассчитывая на благодарность, когда окажется не у дел. Со рвением укреплял взаимодействие гондурасских силовиков с Пентагоном и спецслужбами США. При нём заметно увеличилось количество военных учений на территории страны. Через опорную базу США в Сото-Кано (Объединённая оперативная группа «Браво») прошли тысячи морских пехотинцев, пилотов ВВС, активизировалось патрулирование боевых кораблей в Карибском море и других районах Атлантики.
История Группы «Браво» – это операции по похищению и «нейтрализации» левых активистов в регионе, создание перевалочных баз для наркотрафика под контролем ЦРУ и ДЕА. Сотни транспортных компаний с авиапарками небольших самолётов, флотилиями скоростных катеров и мини-субмарин участвуют в переброске наркотиков на территорию США.
Будучи президентом, Эрнандес восторженно приветствовал все шаги Вашингтона в борьбе с наркотрафиком в Гондурасе и Центральной Америке. Эрнандес постоянно напоминал об инициативе по формированию американцами спецподразделения в 250 морпехов с вертолётами и скоростным катамараном. Инициатива была американской, но подавалась через гондурасского президента. Одновременно создавались условия для бесконтрольной деятельности ДЕА в стране, полицейским и разведывательным органам предписывалось тесно сотрудничать с американцами по выявлению центров производства и каналов транспортировки наркотиков в США и Европу.
Разумеется, пресечь такой прибыльный бизнес, как поставки кокаина и галлюциногенов в центры потребления (прежде всего в США), американцам добиться не удалось. Они к этому и не стремились. Наркоторговля используется для создания фондов подрывной работы в других государствах и для компрометации неугодных политиков – не только венесуэльцев, никарагуанцев, аргентинцев, но иногда и тех, кто, казалось бы, лоялен Соединённым Штатам. Очевидна парадоксальность ситуации: чем больше выделяется Вашингтоном на борьбу с ветряными мельницами наркотрафика сил и средств, тем непобедимее кажутся разветвлённые структуры картелей – «Синалоа», «Лос Сетас», «Тамплиеров» и прочих.
Когда потребовался козёл отпущения за проколы в борьбе с наркокартелями по периметру границ США, в Вашингтоне без долгих заморочек назвали главным виновником провалов Орландо Эрнандеса. В 2019 году в Майами к пожизненному заключению был приговорён его брат Тони Эрнандес, который переправил в США 185 тонн кокаина. И взялись за Орландо: его вывезли в США и будут судить. Полностью безгрешным считать его нельзя, но засветился он не больше, чем некоторые из президентов, возглавлявших в разное время Колумбию, Гватемалу, Доминиканскую республику и некоторые другие страны. Негативную роль в «падении» Эрнандеса сыграла его чрезмерная доверчивость к американским кураторам, которые демонстрировали максимальное дружелюбие, но тщательно вели сбор компромата на президента и его окружение.
Показательная расправа над Орландо готовится для того, чтобы напомнить всем, кто хозяин в доме. Суд над Эрнандесом переносился в США несколько раз под предлогом сбора доказательной базы. Ведётся соответствующая обработка главарей наркокартелей, осуждённых в США. Предполагается участие в процессе мексиканского наркобарона Эль Чапо. Отличный замысел: чего не наговоришь ради облегчения своей участи.
Действующий президент Гондураса Сиомара Кастро вызывает у посла США Лауры Догу враждебный рефлекс. После нелёгкой посольской миссии в Никарагуа, где Даниэль Ортега не давал госпоже Догу спуска в конфликтных ситуациях, американка рассчитывала на президентскую неопытность Сиомары, пытаясь навязать ей свою повестку. Высокомерные советы Догу получили отпор. Её регулярно вызывают в МИД для вручения нот протеста: вмешательство во внутренние дела страны недопустимо! Претензии высказываются по широкому спектру «проколов» посольства США, вплоть до искажённого упоминания должностей и функций высокопоставленных чиновников. Не так давно МИД Гондураса осудил высказывания Догу на собрании Гондурасско-американской торговой палаты, где она заявила о своей «обеспокоенности» цифровым пиратством в стране. Догу негативно высказалась и о планах энергетической реформы в Гондурасе, назвав их «опрометчивыми». Лейтмотив всех последних заявлений посольства США: Сиомаре Кастро следует правильно выбирать друзей.
Антагонисты США (Куба, Никарагуа, Мексика, Бразилия) не питают иллюзий в отношении скорой финансово-экономической и социальной трансформации Гондураса. И всё-таки они выступают с поддержкой политики Сиомары Кастро по защите национального достоинства, обеспечению курса на модернизацию в интересах народа, по противодействию различным формам давления Вашингтона.
Ход истории необратим, и когда-нибудь Гондурас избавится от оков колониализма. Одним из главных шагов на этом пути станет ликвидация американской базы Сото-Кано. Международный гражданский аэропорт Пальмерола будет символом Гондураса, устремлённого в будущее.
Нил НИКАНДРОВ
Читайте нас: