В отношениях между Белградом и Москвой наступает поворотный момент. То, что он должен был наступить, не явилось неожиданностью: изумились лишь те, кто долгое время полагал, что наша дружба спаена кровью, а потому крепка и нерушима. Выросли новые поколения, для которых ориентиром служат иные ценности. Уроки они извлекают не из истории, а из фильмов Голливуда и подобной этому информации.
11 февраля президент А. Вучич заявил: «Сербии придется ввести санкции против России из-за сильного давления Запада. Момент, когда Белград будет вынужден сделать это, скоро наступит». Речь идет лишь о том, когда и в каком объеме. 24 января лидер сербов обратился к стране с обширным выступлением, в котором отметил, что Европейский союз и НАТО фактически поставили Сербии ультиматум: либо страна отпускает Косово и присоединяется к антироссийским санкциям, либо сама попадет под ограничения, а возможно, и под новые бомбардировки. «Что бы я ни говорил и какие бы ни приводил факты, никто не хотел меня слушать. Разум больше не играет никакой роли. У них есть своя повестка дня, и это поражение России, и по дороге все, кто попадется им на пути, будут зачищены», – подчеркнул сербский президент, говоря о своих впечатлениях по итогам встречи с представителями «Большой пятерки».
А. Вучич постоянно напоминает, что вынужден выбирать между плохим и очень плохим, а многие решения принимаются под жесточайшим давлением Запада. То, что Запад давит на Сербию – бесспорно, степень этого давления давно зашкаливает. Игнорируются не только общечеловеческие нормы, но и юридические положения, то есть законодательные акты. Однако, если Запад идет напролом (безнаказанность рождает вседозволенность), то в Белграде лукавят и извиваются.
Даже гитлеровские войска так и не смогли подавить сопротивление югославских партизан. Почти все страны, которые сегодня образуют ЕС, капитулировали перед нацистами в течение недель. И не просто сдались – приняли самое деятельное участие в «дранг нах остен». Сегодня те, кто у власти в Белграде, выполняют указания Брюсселя. Ссылки на давление Запада, отчасти справедливые, не меняют сути: это сами сербы надели мешок на голову президенту Милошевичу и силой запихнули в вертолет, чтобы оправить в Гаагу. Это не западный спецназ отправил туда же Младича и многих других генералов – это совершили сербские власти.
Всё это было сделано вопреки мнению народа. И если в 1999 году подполковник Золтан Дани, сбивший «невидимку» F-117 ВВС США (из устаревшего советского комплекса С-125), был национальным героем, то сегодня мало кто в Сербии знает это имя. Идеологическая обработка являлась лишь частью широкого фронта западного наступления – там давили по всем направлениям. Казалось бы – мелкая деталь, но: в Белграде не осталось ни одного русского ресторана, включая знаменптое место в Русском доме, где летом подавали отличную окрошку, а зимой – великолепные пельмени. В городе появились многочисленные пиццерии и заведения, где предлагают биг-маки и хот-доги. Зато в сербской армии, которую много лет переводили на стандарты НАТО, ввели звание бригадного генерала и отказались от звания генерал-полковник, заменив его на генерала. Так американцам привычнее. И приятно.
За минувшие с тех событий годы в Белграде целенаправленно следовали курсом в ЕС и НАТО. Конечно, пророссийские лозунги оставались в повестке, но лишь для того, чтобы получить поддержку избирателей, экономические преференции и политическую поддержку в косовском и других вопросах. А россияне не могут быть большими сербами, чем сербы. И пришло время ставить точку.
Президент А. Вучич заявил, что ему дали время до июня. По его словам, предъявленный ультиматум содержит также требование примкнуть к антироссийской коалиции с зачисткой всего русского по украинским лекалам. Сербские власти уже формируют первый и второй пакеты санкций, но таким образом, чтобы они нанесли минимальный ущерб сербской экономике. Одновременно Вучич дал распоряжение минимизировать официальную работу с Москвой.
Предполагается, что с марта для россиян будет введён визовый режим. За этим последует прекращение авиасообщения – пока Белград остается единственной европейской столицей, которую связывают регулярные рейсы с Москвой. Что касается экономических связей, то Белград уже подстраховался, заключив соглашения с Венгрией и Грецией на поставки нефти и газа. За дальнейшее «развитие» заплатит Запад, а моральные аспекты – да бросьте! Это лирика.
Автору довелось бывать в Белграде еще во времена СФРЮ. Не просто бывать – жить и работать там, так что есть возможность сравнить. Во время недавней поездки я получил новые впечатления, и они показательны. В полёте из Стамбула моими соседями оказались два американца. Крепкие парни, которые, пребывая в возвышенном состоянии, говорили громко и сообщили, что работают в посольстве США в Белграде охранниками. Один из них был чернокожим и, когда самолет пошёл на снижение, пообещал своему товарищу продемонстрировать фокус. Меня это заинтриговало, и на выходе из самолета я держался неподалёку. Фокус оказался незатейливым – на выходе в телескопическом трапе пассажиров встречали два полицейских, и чернокожего небрежным жестом отодвинули в сторону. Тогда он достал американский паспорт, и поведение стражей порядка моментально изменилось: увидев паспорт США, они приняли строевую стойку и, извиняясь, сопроводили «дорогих гостей» до выхода, выражая высшую степень почтительности….
Другим наблюдением стало разительное изменение автомобильного парка на сербских улицах – там стало заметно больше автомобилей премиум-класса. Водитель такси оказался примерно одного со мной возраста, и я не удержался от вопроса: это Ваша машина или компании?
Узнав, что я из России, таксист разговорился. «Ни один лимузин или просто приличная машина не является собственностью. Все они куплены в кредит и находятся в залоге у банка. Я не уверен, что смогу выплатить кредит до конца своей жизни, но мы уже привыкли, что нужно жить здесь и сейчас. Может, внукам еще достанется выплачивать. Но, скорее, Сербии уже не будет». Я спросил, отчего такие грустные мысли и как он относится к политике Белграда. В своём ответе отставной военный дал такие оценки А. Вучичу, которые вряд ли устроили бы наградной отдел администрации Президента РФ, готовившей представление к награждению сербского лидера орденом Александра Невского. Трудно было с ним не согласиться, но это, повторюсь, мнение обывателя. Возможно, в МИД РФ или из окна кабинета российского посольства в Белграде жизнь видится иначе.
Читайте нас: