В разгар шумихи по поводу решения США и их европейских союзников предоставить Украине танки Abrams и Leopard 2, заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков направил Вашингтону сообщение о том, что контроль над вооружениями «не может существовать в изоляции от военно-политических и геостратегических реалий», и следовательно, обязательной предпосылкой для дискуссии является «понимание параметров и принципов сосуществования, которые минимизировали бы потенциал конфликта».
Его интервью «Коммерсанту» совпало с прибытием нового американского посла Линн Трейси в Москву. Обычно в дипломатии новый посланник предвещает новое начало, и Россия надеется, что с первой женщиной-послом будет возможен продуктивный диалог по проблемным аспектам двусторонних отношений. С другой стороны, посол Трейси начинает свою миссию вскоре после заявлений об отправке боевых танков на Украину, что означает серьезную эскалацию напряженности.
Западные СМИ пишут, что американские и немецкие танки (в общей сложности около сотни) изменят баланс сил на Украине. Однако Москва расценила действия Вашингтона скорее как политическое маневрирование, вызванное недавними военными неудачами Киева и растущими опасениями сокрушительного поражения, если Россия начнет в ближайшие месяцы крупное наступление.
Разумеется, в Москве понимают, что для развертывания танков потребуется немало времени. Кроме того, 100-130 танков едва ли что-то изменят в военном балансе, который складывается в пользу России. Недавний визит в Киев высокопоставленных чиновников Совета национальной безопасности США, а затем секретная миссия главы ЦРУ Уильяма Барнса, подчеркнули критичность ситуации. Между тем, борьба за власть между украинскими органами безопасности и разведкой в последние недели вырвалась наружу, вызвав чистку среди чиновников, тесно связанных с Зеленским.
Москва больше не доверяет никаким обещаниям американцев, учитывая долгую историю обманов, начиная с обещания в 1989 году не расширять НАТО на восток. Глава Совета безопасности России Николай Патрушев на днях заявил, что даже если активные боевые действия на Украине прекратятся, Москва не ожидает ослабления прокси-войны, которую Америка и ее союзники ведут против России. «Сегодняшние события на Украине являются результатом нескольких лет подготовки США к гибридной войне, цель которой – предотвратить формирование многополярного мирового порядка», – сказал он.
В своем интервью изданию «Коммерсант» Сергей Рябков фактически сигнализирует, что дверь для переговоров с США все еще открыта. Примечательно, что, по его словам, большинство успешных решений в области контроля над вооружениями были связаны с периодами разрядки и характеризовались сбалансированным отношением обеих сторон к красным линиям друг друга в сфере безопасности.
Позитивная сторона заключается в том, что среди части вашингтонской элиты растет понимание невозможности выиграть прокси-войну на Украине. Кроме того, имеются сложности во внутренней политике США, последней из которых стала проблема Джо Байдена с секретными документами, которая создает неопределенность в отношении его попытки переизбрания в 2024 году.
Возможно, призрак, преследующий администрацию Байдена, заключается в том, что военное поражение Киева в сочетании с внутренней политической напряженностью вполне может привести к краху режима Зеленского. А между тем российские войска, численность которых оценивается приблизительно в 600 тысяч, готовятся к наступлению.
Весьма вероятно, что главный приоритет администрации Байдена на данном этапе – помешать Москве начать это наступление в ближайшее время, чтобы получить небольшую передышку для восстановления сил и перевооружения ВСУ. Однако, почему Москва должна останавливаться как раз тогда, когда ее стратегия увенчалась успехом? Напротив, напряженность растет, по словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, после решения Вашингтона о предоставлении танков и продолжающейся дискуссии по поводу поставок истребителей F-16.
Читайте нас: