Пятидневная война 08.08.08 расставила все на свои места: Абхазия и Южная Осетия, наконец, официально получили независимость, Грузия – постоянную «головную боль» в виде «конфликтных регионов».
«Бесконечная» Женева
После августовских событий 2008 года, власти Абхазии, Южной Осетии и Грузии сделали ставку на дипломатический путь разрешения конфликта. 15 октября в Женеве стартовали мирные переговоры. Сопредседателями на этих встречах стали ООН, ОБСЕ и Евросоюз. Без малого 15 лет – это единственный формат диалога между представителями Грузии и властями республик.
Обсуждение ведется параллельно в двух группах: в одной рассматриваются вопросы безопасности и стабильности в регионе, в другой – проблемы беженцев.
Изначально планировалось, что участники договорятся о взаимном неприменении силы и о механизме возвращения покинувших родину граждан. Но сделать это до сих пор не удалось.
Стратегии Тбилиси
Политика грузинского государства в отношении Сухума и Цхинвала постоянно претерпевала метаморфозы. Силовое давление сменялось гуманитарными акциями, которые трансформировались в очередную агрессию. Эти действия большей частью были хаотичны. Но иногда рождались идеи, которые принимали вид «упорядоченных документов», оформленных как мирные инициативы.
Провальный опыт программы «Шаг к лучшему будущему», как и более ранних аналогичных проектов, должен был привести грузинское правительство к осознанию полной неэффективности таких инициатив. Но в Тбилиси посчитали по-другому и снова вернулись к практике «демонстративных миротворческих прожектов». Очередным таким механизмом явилась «государственная стратегия по деоккупации и мирному урегулированию конфликта». Название поменяли, цель осталась прежняя.
За все прошедшие годы, (начиная от «сасуки-удобрений»*, раздаваемых Михаилом Саакашвили в зоне конфликта, до предложений о совместной экономической деятельности) по-настоящему действенной оказалась только помощь жителям республик в тбилисских клинках. Образовательная программа не сработала из-за языкового барьера – осетины и абхазы не приемлют изучение грузинского языка на своих землях. План по развитию инфраструктуры для взаимодействия людей с «оккупированных территорий» также провалился.
Едва ли стоит ожидать чего-то нового и от разрабатываемой теперь уже четвертой по счету стратегии грузинских властей: выделить 10 млн. долларов «для построения Монако» на территории Абхазии. Это будет старый текст в новой красочной обложке. Очередной сизифов труд.
Реальная интеграция
Тем временем образовательные программы российских вузов на территории РА и РЮО работают уже не первый год. А с 2017 года к этому добавилась и программа медицинского страхования для жителей республик. Что касается экономического сотрудничества, то РФ, как известно, напрямую дотирует бюджеты Абхазии и Южной Осетии и является практически единственным инвестором.
Печальный прогноз для Тбилиси
«Государственные стратегии», которые Грузия пытается воплотить вот уже 15 лет, не принесла (и не принесет) Тбилиси других результатов, кроме одобрения западных партнеров. Абхазия и Южная Осетия ждут мирового признания. Для кого-то это ожидание является смыслом жизни последние 30 лет.
*– Во время конфликта, экс-президент Михаил Саакашвили устраивал пиар-акции с доставкой удобрений в грузиноязычные села РЮО. Бывшего лидера за это даже прозвали Михаилом Сасукашвили. В переводе с грузинского «сасуки» означает «удобрение».
Дамир Кацуба
Читайте нас: