В ноябре 2022 года Институт армии США по проведению операций по поддержанию мира и стабильности выпустил практическое руководство по теме стабилизации.
Этот документ проливает свет на то, как Пентагон взаимодействует с другими органами власти США и на какой основе американские военные проводят подобные операции. Как правило, речь идет о действиях на территории других стран.
В пособии говорится: «Соединённым Штатам и нашим партнёрам нужен более дисциплинированный подход к проведению стабилизации в районах, затронутых конфликтом... Учитывая уроки, Госдепартамент, USAID*** и министерство обороны разработали уточнённое определение стабилизации... Мы определяем стабилизацию как политические усилия… для создания условий, при которых местные законные власти и системы могут мирно урегулировать конфликт и предотвратить возобновление насилия...»
Отмечены ключевые органы американской внешней политики: Пентагон, Госдеп и USAID; перечислены и страны, где США «заинтересованы в проведении мероприятий по стабилизации»: Ирак, Афганистан, Сирия, Сомали, а также страны/регионы, фигурирующие в законе США о глобальной нестабильности: Гаити, Папуа – Новая Гвинея, Ливия, Мозамбик и прибрежный регион Западной Африки, включая Бенин, Кот-д'Ивуар, Гану, Гвинею и Того.
Половина этих государств/регионов ранее подверглась интервенциям США и/или их партнёров по НАТО. Обратим внимание на основные постулаты Обзора помощи по стабилизации (
В местах, имеющих наивысший приоритет, Госдепартамент, USAID и министерство обороны должны работать с посольствами США, региональным бюро и другими заинтересованными сторонами. При этом США оценивают не интересы стран, затронутых конфликтами, а свои собственные. И ответственность возлагается на партнёров, США уходят от ответственности за провалы, аналогичные тем, какие имели место в Ираке или Афганистане. Так же будет и с Украиной.
Возьмём другой документ –
Если раньше США практиковали nation building – собственную концепцию, навязывавшую другим странам «единственно верный» рецепт их развития, то теперь они объявляют, что отказываются от этого. Афганистан стал примером того, насколько «эффективна» модель пресловутого nation-building.
Что будет считаться «способствующим нестабильности», определяют в Вашингтоне. В Ливане, например, это будет «Хизбалла», а вот курдские силы самообороны в Сирии, которые в Турции считают террористической группировкой, а в самой Сирии как минимум вооруженной оппозицией, вряд ли попадут в список.
К целям своей стратегии американцы относят «разработку и/или укрепление местных, национальных и региональных систем раннего предупреждения и планов действий на раннем этапе, опираясь на превентивную дипломатию».
Напомним: «превентивная дипломатия» – это не что иное, как комплекс вербальных угроз в чей-либо адрес. Более мягкое
Манипуляции по линии финансируемых американцами НПО («гражданское общество») и гендерным проектам («поддержка женщин-лидеров») известны. В рассматриваемых документах на них тоже сделан акцент. Рассматриваются также методы оказания финансового давления, разведки, мониторинга, стратегических коммуникаций.
Последний из документов этого ряда –
– объединённые гражданско-военные группы;
– информационные стратегии и операции по нейтрализации вражеской пропаганды;
– усилия по расширению обмена информацией для синхронизации деятельности в области иррегулярной войны и общего понимания оперативной обстановки;
– интеграцию коллективных возможностей в единые усилия.
О «миролюбии» составителей этих документов, формулирующих стратегические интересы США с точки зрения «стабильности» в американском понимании, судить нетрудно.
Фото: REUTERS/US AIR FORCE