О миролюбии интервентов

О миролюбии интервентов

Что такое стабилизация по-американски?

https://t.me/fsk_today

В ноябре 2022 года Институт армии США по проведению операций по поддержанию мира и стабильности выпустил практическое руководство по теме стабилизации.

Этот документ проливает свет на то, как Пентагон взаимодействует с другими органами власти США и на какой основе американские военные проводят подобные операции. Как правило, речь идет о действиях на территории других стран.

В пособии говорится: «Соединённым Штатам и нашим партнёрам нужен более дисциплинированный подход к проведению стабилизации в районах, затронутых конфликтом... Учитывая уроки, Госдепартамент, USAID*** и министерство обороны разработали уточнённое определение стабилизации... Мы определяем стабилизацию как политические усилия… для создания условий, при которых местные законные власти и системы могут мирно урегулировать конфликт и предотвратить возобновление насилия...»

Отмечены ключевые органы американской внешней политики: Пентагон, Госдеп и USAID; перечислены и страны, где США «заинтересованы в проведении мероприятий по стабилизации»: Ирак, Афганистан, Сирия, Сомали, а также страны/регионы, фигурирующие в законе США о глобальной нестабильности: Гаити, Папуа – Новая Гвинея, Ливия, Мозамбик и прибрежный регион Западной Африки, включая Бенин, Кот-д'Ивуар, Гану, Гвинею и Того.

Половина этих государств/регионов ранее подверглась интервенциям США и/или их партнёров по НАТО. Обратим внимание на основные постулаты Обзора помощи по стабилизации (рамочный документ, опубликованный на сайте Госдепа США в 2018 г.). Там говорится, что «правительству США следует институционализировать процесс». Ключевые критерии для определения того, следует ли когда и как проводить «стабилизационную миссию», должны включать оценку национальных интересов США; ответственность партнёров; уровень риска, принимаемого Соединёнными Штатами на себя; уровень ресурсов, которые США готовы выделить.

В местах, имеющих наивысший приоритет, Госдепартамент, USAID и министерство обороны должны работать с посольствами США, региональным бюро и другими заинтересованными сторонами. При этом США оценивают не интересы стран, затронутых конфликтами, а свои собственные. И ответственность возлагается на партнёров, США уходят от ответственности за провалы, аналогичные тем, какие имели место в Ираке или Афганистане. Так же будет и с Украиной.

Возьмём другой документ – Стратегию по предотвращению конфликтов и содействию стабильности (опубликована в 2020 г.). Он указывает на изменение общего подхода к интервенциям, проводимым Соединёнными Штатами. «США будут поддерживать местные политические решения, соответствующие интересам их [Соединённых Штатов] национальной безопасности... США будут действовать избирательно, исходя из национальных интересов принимающей стороны. Вместо того чтобы осуществлять разрозненный набор мероприятий, США будут стратегически интегрировать свои политические, дипломатические и программные ответные меры».

Если раньше США практиковали nation building – собственную концепцию, навязывавшую другим странам «единственно верный» рецепт их развития, то теперь они объявляют, что отказываются от этого. Афганистан стал примером того, насколько «эффективна» модель пресловутого nation-building.

Что будет считаться «способствующим нестабильности», определяют в Вашингтоне. В Ливане, например, это будет «Хизбалла», а вот курдские силы самообороны в Сирии, которые в Турции считают террористической группировкой, а в самой Сирии как минимум вооруженной оппозицией, вряд ли попадут в список.

К целям своей стратегии американцы относят «разработку и/или укрепление местных, национальных и региональных систем раннего предупреждения и планов действий на раннем этапе, опираясь на превентивную дипломатию».

Напомним: «превентивная дипломатия» это не что иное, как комплекс вербальных угроз в чей-либо адрес. Более мягкое определение ООН («дипломатические действия, направленные на предотвращение разногласий между сторонами, перерастания существующих разногласий в конфликт, а также на ограничение распространения уже существующего конфликта») не должно вводить в заблуждение, как и доктрина «Ответственность защищать». Американская «превентивная дипломатия» будет направлена против тех стран и правительств, которые не относятся к числу клиентов США.

Манипуляции по линии финансируемых американцами НПО («гражданское общество») и гендерным проектам («поддержка женщин-лидеров») известны. В рассматриваемых документах на них тоже сделан акцент. Рассматриваются также методы оказания финансового давления, разведки, мониторинга, стратегических коммуникаций.

Последний из документов этого ряда – директива Пентагона об иррегулярной войне № 3000.07. В ней указано, что действия по ведению иррегулярной войны будут интегрированы с усилиями других правительственных агентств США, зарубежными партнёрами и избранными международными организациями, чтобы сообща поддерживать:

– объединённые гражданско-военные группы;

– информационные стратегии и операции по нейтрализации вражеской пропаганды;

– усилия по расширению обмена информацией для синхронизации деятельности в области иррегулярной войны и общего понимания оперативной обстановки;

– интеграцию коллективных возможностей в единые усилия.

О «миролюбии» составителей этих документов, формулирующих стратегические интересы США с точки зрения «стабильности» в американском понимании, судить нетрудно.

Фото: REUTERS/US AIR FORCE

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru

Вернуться назад