Соединенные Штаты жадно цепляются за однополярность, однако передел мира уже не остановить: Россия давно заявила о формировании многополярной системы, а Турция, чувствуя приближающиеся перемены, стала чаще говорить о возможности выйти из НАТО. Как происходящее повлияет на отношения Анкары и Москвы, рассказал политолог Андрей Грозин.
«Многополярная система международных отношений активно формируется. Этот процесс необратим, он происходит на наших глазах и носит объективный характер», — заявил российский лидер Владимир Путин в обращении к участникам X Петербургского международного юридического форума.
Теперь турецкие политики призывают республику выйти из Североатлантического альянса. Заместитель председателя партии «Родина» Этем Санчак напомнил о провокациях Запада, которые вынуждают Анкару пойти на такой шаг:
«НАТО своими провокациями вынуждает нас предпринимать эти действия. Наконец, она пытается противопоставить нас нашему соседу Греции. Турция покинет НАТО через пять-шесть месяцев. Она пытается втянуть нас в воронку на Ближнем Востоке. Наконец, вы видите акции против Корана в Швеции и Нидерландах. Выход из НАТО стал срочным и обязательным».
Такие заявления объясняются необратимыми переменами, уверен кандидат исторических наук, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Трансформация однополярного мира в многополярный заставляет Турцию и другие страны шевелиться: именно активные государства смогут занять интересные стартовые позиции в новом миропорядке, считает политолог. Анкара это понимает и поэтому активизирует свою политику на самых разных направлениях и регионах. Республика столбит место в будущем мире.
«То, что будет в будущем новом мире, нужно отвоевывать уже сейчас, занимая выгодные позиции. Россия тоже борется за место в будущем мироустройстве, где США перестанут быть единственным полюсом силы и гегемоном, определяющим права для остальных», — отметил Грозин в беседе с «ПолитЭкспертом».
В этой борьбе за место под солнцем Москва и Анкара останутся взаимовыгодными партнерами, несмотря на все трудности в отношениях двух стран, уверен собеседник издания.
«Это сложно и проблемно, но в целом общаться с турецкой стороной для руководства РФ гораздо проще и перспективнее, чем с, допустим, восточноевропейскими государствами, которые тоже входят в НАТО, но не имеют в достаточной мере собственной субъективности и играют роль инструмента давления на Россию», — подытожил Грозин.
Читайте нас: