Президентские и парламентские выборы в Турции могут пройти 14 мая, хотя окончательная дата еще не определена. Об этом заявила председатель депутатской группы правящей «Партии справедливости и развития» (ПСР) Озлем Зенгин.
Парламентарий опровергла сообщения прессы о вероятности проведения голосования 30 апреля. При этом она не исключила возможность организации плебисцита 14 мая, назвав этот день «одной из вероятных дат» для важного мероприятия.
«У нас еще есть время, есть вещи, которые мы должны сделать в январе, феврале. Нет никаких препятствий, чтобы они состоялись 18 июня», — сказала Зенгин.
Разговоры об изменении даты плебисцитов последовали за встречей на прошлой неделе между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и его союзником по правящей коалиции, лидером «Партии националистического движения» (ПНД) Девлетом Бахчели. По информации турецких СМИ, политики обсудили возможные даты досрочных выборов, которые, согласно планам, должны состояться 18 июня.
Несмотря на неоднократные заявления Эрдогана о недопустимости досрочных выборов, возможность такого хода событий обсуждается в Турции уже почти два года.
На днях колумнист проправительственной газеты Sabah Мелих Алтынок со ссылкой источники в Анкаре написал, что выборы в Турции могут пройти 14 мая. По его сведениям, дату планируют перенести, потому что начинаются летние каникулы и люди разъезжаются по родным деревням и селам или курортам. Кроме того, ранее Бахчели предлагал назначить май месяцем для голосования, чтобы студенты смогли проголосовать до сессии, не испытывая стресса во время избирательного процесса.
Также продолжаются дебаты о том, позволяет ли конституция республики Эрдогану баллотироваться на президентских выборах, если голосование состоится в июне. Многие эксперты в Турции считают, что выборы могут пройти раньше лета, чтобы Эрдоган имел возможность выдвинуть свою кандидатуру на пост президента.
Согласно местному законодательству, одно и то же лицо не может занимать пост главы государства более двух раз (Эрдоган уже побеждал на выборах в 2014 и 2018 годах). Однако согласно 116-й статье турецкой конституции, президент, избранный на второй срок, может вновь выставить свою кандидатуру, только если парламент примет решение «обновить выборы». За такую инициативу должны проголосовать 360 депутатов 600-местного парламента, но ПСР и ПНД не обладают таким количеством мандатов. Поэтому для реализации политического «трюка» действующим властям потребуется поддержка со стороны оппозиции.
Примечательно, что за последние семь лет правящая ПСР значительно потеряла популярность среди избирателей. Как отмечает исследовательская компания MetroPoll, если в ноябре 2015 года фракция Эрдогана пользовалась поддержкой 43,5% населения, то в декабре 2022 года — только 31%. Правда, конкуренты тоже не усилили свои позиции. Оппозиционная «Республиканская народная партия» (РНП) фактически сохранила твои позиции — 21,6% в 2015-м и 20,7% в 2022-м. При этом националистическая ПНД потеряла аж три процента своих избирателей: с 9,4% в 2015-м до 6,1% в 2022 году. «Проседание» рейтинга ультраправых союзников Эрдогана может не позволить им преодолеть проходной барьер, что в таком случае значительно изменит баланс сил в парламенте.













