Военный эксперт Валентин Василеску задался вопросом: так ли непобедимы украинские беспилотники ВР-2 (Ту-141)? Специально для «ПолитРоссии» эксперт из Румынии рассказал, как можно противостоять украинским БПЛА.
Недавние удары по российским военным аэродромам Энгельс-2 в Саратовской области и Дягилево в Рязанской области нанесли советские реактивные беспилотники Ту-141 «Стриж», модернизированные украинскими специалистами.
Валентин Василеску поясняет: в период 1979-1989 годов Советы параллельно строили два типа исследовательских беспилотников, схожих по форме, максимальной скорости полета (1100 км/ч) и с одинаковым бортовым оборудованием. Это ВР-3 (Ту-143) «Рейс» с дальностью 200 км и ВР-2 (Ту-141) «Стриж», в два раза больше, с реактивным двигателем 1960 кгс и дальностью действия 1000 км.
Советское наследие Украины оценивалось в 90-100 беспилотников, то есть около 36-40 Ту-141 и 60-64 Ту-143. Хотя и снятые на некоторое время с обслуживания, они хорошо сохранились на складах полка в Хмельницком и авиационного завода в Харькове. Ту-141 было изготовлено всего в 150 экземплярах и после распада Советского Союза Украина имела преимущество в том, что эти беспилотники производились на Харьковском авиационном заводе.
«Были все чертежи и техническая документация, были специалисты, которые могли их эксплуатировать, обслуживать и модернизировать. Поэтому в 2015 году Украина приняла решение вывести их из эксплуатации и модифицировать для использования в качестве ударных беспилотников, установив на борт 152-мм снаряд или авиабомбу ОФАБ-100-120 из авиационного арсенала украинских Су-27 и МиГ-29. Начиная с 2017 года, для уменьшения вероятного отклонения от цели исходная автономная инерциальная навигационная система была продублирована коммерческой GPS, созданной для точной корректировки в пути», – объясняет румынский специалист.
Модифицированные украинские беспилотники Ту-143 были опробованы в ударах по позициям ополченцев ЛДНР перед началом российской спецоперации. Позже они пытались, но без особого успеха, атаковать цели, расположенные на небольшом расстоянии, у границ России. Модифицированные беспилотники Ту-141, напротив, оказались гораздо более опасными и более эффективными, чем современные БПЛА, поставляемые НАТО.
Несмотря на то, что Россия создала постоянные помехи GPS вокруг стратегических целей, таких как две авиабазы – Энгельс-2 и Дягилево, – 26 декабря она не смогла помешать украинскому беспилотнику Ту-141 достичь своей цели. Румынский военный эксперт объяснил, почему так произошло.
В первую очередь, потому что информация, предоставленная НАТО украинской армии, позволила определить местонахождение российских систем ПВО. Наземное программирование траектории полета Ту-141 на малой высоте осуществлялось в обход зоны действия российских батарей ПВО.
Во-вторых, потому что при отсутствии сигнала GPS инерциальная система АБС-143 показывает точность менее 100 м на маршруте протяженностью более 600 км.
В-третьих, потому что военный аэродром – это объект большой площади, с высокой плотностью элементарных целей: взлетно-посадочная полоса, площадки стоянки самолетов, склады горючего и боеприпасов, ремонтные ангары, помещения для тренировок экипажей и техников и так далее.
В-четвертых, потому что только непосредственная ПВО авиабаз, являвшихся целями, смогла обнаружить беспилотник с расстояния 25-30 км. Из-за скорости полета 1000 км/ч (0,28 км/с) беспилотника Ту-141 время реакции ПВО было очень коротким, около 100 секунд.
«Как можно противостоять украинским беспилотникам Ту-141?» – задается вопросом румынский эксперт.
Он отмечает, что с проблемой может справиться российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У. Поскольку он входит в семейство систем ДРЛО, он способен обнаруживать украинский беспилотник Ту-141 сразу после его входа в воздушное пространство России даже на малой высоте. Тогда А-50У отправляет сигнал тревоги истребителям Су-35 или МиГ-31, находящимся на боевом дежурстве, и они направляются на перехват беспилотника Ту-141.
Автор: Оксана Волгина
Читайте нас: