Издание IHS Jane’s 360 сообщает, что Министерство обороны Великобритании выделило американской компании Lockheed Martin 142 млн фунтов на строительство инфраструктурных объектов для сборки и производства новейшего истребителя F-35.
Непосредственным партнером Lockheed Martin здесь выступает британская компания BAE Systems, которая возьмет на себя выполнение этих задач в Великобритании.
Дело в том, что истребитель F-35 задумывался как коллективный проект стран НАТО с соответствующей диверсификацией производства отдельных деталей данного боевого самолета.
В результате такой политики, BAE Systems является производителем хвостовой части фюзеляжа, вертикального и горизонтального хвостов, а также других деталей планера истребителя. Кроме того, британцы отвечают за топливную систему F-35, за систему катапультирования и обеспечения жизнедеятельности экипажа.
Суммарно Великобритания будет отвечать за 15 процентов программы F-35, что даст Лондону до 2036 года доход в 30 млрд долларов, а также 25 тысяч рабочих мест и, как следствие, серьезное развитие своей аэрокосмической промышленности.
Другой вопрос, что создание собственного проекта, пусть и в рамках кооперации с другими странами Европы, как в случае с истребителем четвертого поколения Eurofighter, могло дать Лондону больший практический результат, как в плане экономики, так и в качестве итоговой продукции.
Ведь не секрет, что, несмотря на тот факт, что F-35 получился жутко дорогим, он не обладает какими-то уникальными летными и боевыми возможностями, а является, по сути, очередным коммерческим проектом американского ВПК, который они на этот раз решили распространить и на все возможные страны.
При этом, можно вспомнить, что у Британии есть свой собственный морской проект, или, например, бронетанковый, где танк «Челенджер-2» определенным образом отличается от своих натовских аналогов в США или в той же Германии.
Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков заметил, что между Великобританией и США во всех сферах, включая вопросы обороны, существует особое партнерство.
«Помимо того, что между США и Великобританией есть сотрудничество по линии НАТО, так как обе страны являются членами альянса, у них также существует особое партнерство, которое скреплено двусторонними соглашениями», - заключает Ермаков.
По словам Ермакова, эти отношения носят очень тесный и серьезный характер, причем, достаточно вспомнить тот факт, что одной из гордостей современного британского ВПК является атомный подводный флот, но и он де-факто в своей стратегической части является дополнением к американским ВМС.
«Если брать стратегические подводные лодки Соединенного королевства, то вооружение в виде ракет «Трайдент-II» там стоит американское, причем, такая тесная кооперация продолжается и в других областях», - констатирует Ермаков.
Что касается кооперации вокруг F-35, то, как отмечает Ермаков, этот боевой истребитель изначально и задумывался, как универсальный самолет нового поколения, который будет закупать большое количество государств – натовских и близких к ним.
«Тем самым, будут снижены расходы на экономику США, и увеличится операбельность, т.е. тактическая совместимость, благодаря которой все союзники в рамках боевых действий смогут без проблем действовать сообща», - резюмирует Ермаков.
Во время изначальной разработки F-35 в этом отношении говорили о неких «специальных операциях», а сейчас речь идет о «гибридных войнах» и борьбе с российской угрозой. Собственно, для таких целей Пентагон и продвигает свой проект F-35.
«Для таких целей и нужна унификация, поскольку, когда в европейских армиях слишком много различных средств, в том числе авиационных – сложно обеспечить логистику и тыловое обеспечение. Так что, ничего удивительного здесь нет, тем более, Великобритании в отличие от других стран НАТО дали право поучаствовать в разработке данного истребителя», - констатирует Ермаков.
Кроме того, здесь не нужно забывать, что у европейцев была целая технологическая пауза в оборонной сфере после Холодной войны, что наложило серьезный отпечаток на разработку европейского истребителя.
«Впрочем, в Европе были планы по созданию собственного истребителя в кооперации с той же BAE Systems, но британцы выбрали движение на сотрудничество с США. Это в итоге и перечеркнуло перспективы какого-либо общеевропейского проекта, который мог бы составить конкуренцию F-35 в качестве истребителя пятого поколения, как было, в свое время, с тем же Eurofighter», - резюмирует Ермаков.
Читайте нас: