Наш адрес — Харбин
По мнению современных историков, начало создания Белого движения относится ко времени, предшествовавшему Октябрьской революции и приходу к власти большевиков. Офицеры вступали в него только на добровольной основе. На этой основе сразу же после Октября 17-го, то есть 105 лет назад, и начала своё существование Добровольческая Белая армия.
А не так давно – 16 сентября сего года исполнилось 77 лет со дня последнего парада Белой Армии. Состоялся он в Харбине в 1945 году и был посвящён окончанию Второй мировой войны и победе Красной Армии над японскими милитаристами.
Незадолго до этого, вечером 18 августа 1945 года в Харбине высадился советский воздушный десант. На следующий день город был освобождён от японских захватчиков и войск марионеточного государства Маньчжоу-Го, образованного японской военной администрацией на оккупированной Японией территории Маньчжурии.
Государство, гордо названное империей, Манчжоу-Го существовало с 1 марта 1932 года. С первых дней им правил десятый представитель маньчжурской династии Айсин Гёро, Верховный правитель, а с 1934 года император Маньчжоу-Го, генералиссимус и главнокомандующий Маньчжурской императорской армией.
Это был последний император государства Цин – Генри Пу И, о драматической судьбе которого немало написано и на страницах «Военного обозрения» (
Весьма знаменательно, что последний парад Белой Армии состоялся именно в Харбине, городе, построенном русскими в 1898 году. Его
Их было достаточно много, чтобы создать боеспособные формирования. Первое время во главе этих частей и даже соединений стоял не кто иной, как будущий верховный правитель России адмирал Колчак. А уже после окончания Гражданской войны именно Харбин стал одним из центров белоэмиграции.
И вот теперь в него вступали войска Красной Армии. Накануне высадки десанта, – вспоминал Маршал Советского Союза Кирилл Мерецков (на фото), – самое серьёзное содействие десантникам оказали русские. В основном это были рабочие и служащие бывшей Китайско-Восточной железной дороги.
Именно они наводили советских десантников на вражеские штабы и казармы, сами захватывали узлы связи, пленных, разоружали японцев… Благодаря им нежданно-негаданно для себя оказались внезапно в советском плену некоторые высшие чины Квантунской армии.
120 советских десантников в Харбине, огромном городе, не могли много сделать. В донесении в управление фронта о высадке десанта сообщалось, что им активно помогала харбинская молодёжь. Вооружившись, она взяла под охрану к моменту прибытия десантников средства связи и другие государственные учреждения, помогла оборудовать в городской гостинице советский командный пункт.
Маршал Мерецков вспоминал, что встречавшиеся на улицах Харбина патрули вооруженных русских гимназистов-старшеклассников отдавали ему честь. Такой же патруль стоял и возле его командного пункта в гостинице.
Позже выяснилось и то, что вооруженная русская молодёжь в Харбине загодя разоружила воинские части Маньчжоу-Го, несмотря на наличие здесь 40-тысячного японского гарнизона, сохранив при этом в неприкосновенности все городские жизненно-важные коммуникации и сооружения до их занятия советской армией.
Первое русское «ура!»
А вот что рассказывал автору один из белоэмигрантов Харбина:
«…К собору быстро подходит автомобиль и выходит... офицер, настоящий русский офицер с золотыми погонами. Трудно забыть это первое «ура!» по адресу этого первого русского офицера. Многие плакали. Совершенно незнакомые люди поздравляли друг друга. В соборе в это время совершался торжественный благодарственный молебен по случаю освобождения нас от японского ига.»
Что касается духовенства православных харбинских церквей, то оно, не сговариваясь, повсеместно начало в этот день возносить за богослужениями имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Над городом плыл несмолкаемый звон колоколов, как на Пасху.
Духовные лица Православной Церкви Харбина явились тогда же и на командный пункт маршала Мерецкова. Они пожаловались ему на то, что японцы и маньчжуры запрещали им нести службу. По распоряжению маршала, несколько функционировавших в Харбине православных благотворительных организаций и детских приютов, лишившихся своих спонсоров в годы японской оккупации, получили от Советской Армии солидную материальную помощь.
Помощь была столь существенной, что эти организации смогли продержаться на ней ещё несколько лет после ухода советских войск из Харбина. О прекрасном отношении харбинских белоэмигрантов к советским войскам свидетельствовали и рядовые солдаты, поражённые тем, что здесь их встречали как родных.
Восторженно отнеслись к вступлению в Харбин советских войск практически все жившие здесь белоэмигранты. Режим японской оккупации не был дружествен к ним, несмотря на все заверения. Напротив, те, кто пытался в Харбине спастись от советских репрессий, столкнулись здесь с жестокими репрессиями японскими, тем более что они как истинные христиане не могли и не присягали на верность языческим японским богам.
Накануне 16 сентября 1945 года – пятницы, объявленной в Харбине днём праздника и парада советских войск по случаю победы над Японией, на приём к советскому командующему 1-м Дальневосточным фронтом Герою Советского Союза маршалу Кириллу Мерецкову, всего пару недель назад награждённому в Кремле орденом «Победа» за разгром японской императорской Квантунской армии и победу над Японией, явилась группа убелённых сединами представителей ветеранов Белого Движения.
Они попросили у него разрешения пройти вместе с советскими войсками торжественным маршем на параде победителей в своей прежней, белогвардейской форме и при своих прежних наградах, а затем в дальнейшем присутствовать в таком виде на всех торжествах и приёмах в честь победы СССР над Японией.
Разрешение на это им было немедленно дано прославленным маршалом Второй мировой. Узнав об этом, Сталин, удивив многих его окружающих в тот момент членов правительства и видных военных, тут же поддержал своего прославленного военачальника, высоко оценив при этом его чисто человеческий и дипломатический поступок, достойный подражания.
К товарищам по оружию
При массовом скоплении народа 16 сентября в 9 часов 45 минут начался знаменитый парад Красной Армии в Харбине, предварённый проходом колонн последнего парада Армии Белой. Тем самым бывшие противники отдавали честь новому поколению русских солдат, достойно поддержавших ратную славу отцов и дедов.
Мимо трибун первыми колоннами торжественного марша шли увешанные георгиевскими крестами и медалями когда-то бравые офицеры русской армии. Ветераны Русско-японской войны 1904-1905 гг., ветераны Белого Движения, бывшие каппелевцы и семёновцы, участники Великого Сибирского Ледяного похода 1920 года армии адмирала Колчака...
Чеканя шаг, и в полном соответствии с воинским ритуалом многих государств, по-офицерски отдавая честь командующему парадом Победы на харбинской центральной площади, стремясь выглядеть молодцами, двигались коробки офицеров и генералов, прапорщиков, ефрейторов и рядовых Белой Гвардии.
Их последний парад, продвигаясь чуть медленнее первых колонн, под громкие чёткие возгласы, приветствуя взмахами рук стоящих на трибунах людей, замыкали седовласые старики в золочёных погонах. Многие из них опирались на костыли. Следом за ними маршировали в своё время покинувшие Родину и доживающие свой век на чужбине русские гражданские люди Харбина, также построенные на военный лад. Среди них было немало молодёжи. Вся харбинская публика организованно прошла перед трибунами.
Прибывший в Харбин в апреле 1946 года маршал Родион Малиновский поддержал начатую его предшественником Мерецковым традицию во многом бережного отношения советского командования к белой эмиграции Харбина. Сейчас бы такой подход наверняка назвали бы либеральным и толерантным.
Но маршал, когда-то сам сражавшийся в составе экспедиционного русского корпуса во Франции, по случаю первой годовщины Победы над Германией, даже пригласил представителей Белого Харбина на торжественное собрание и специальный приём 19 апреля 1946 года.
Своё выступление он начал такими словами:
«Товарищи! Мы и вы дожили до того дня, когда вы получили право, а мы возможность называть Вас товарищами.»
За несколько месяцев до этого приёма – на сентябрьском параде за спиной принимавшего военный парад маршала Советского Союза рядом стояли архиепископ Харбинский Нестор Анисимов и секретарь Приморского крайкома ВКП(б) Николай Пегов. Пегов впоследствии стал секретарём Президиума Верховного Совета СССР и послом СССР в ряде иностранных государств.
Там же на трибуне были сотрудник НКВД Петр Язев с сослуживцами и сопровождаемый им, по личному указанию Лаврентия Берии, последний император государства Цин – Генри Пу И, который только что отрёкся от власти.
На параде 1945 года в Харбине следом за коробками Белой гвардии промаршировали солдаты и офицеры 59-й и 300-й стрелковых дивизий,
Общая память
Теперь, на торжественном митинге, состоявшемся перед русскими харбинцами на всё той же Соборной площади, рядом с маршалом Родионом Малиновским, как и на параде, снова стоял Нестор Анисимов, пользовавшийся в Харбине огромной популярностью.
Маршал Малиновский с первого знакомства отнёсся к нему не просто с уважением – по-дружески. Ещё бы, ведь они оба были ветеранами Первой мировой войны. Один – в качестве солдата Русского Легиона Чести во Франции, второй – в качестве полкового священника. Они частенько встречались теперь, вспоминая события тех лет, выдающихся полководцев, общих знакомых и друзей, обсуждая за чашкой чая и даже рюмкой друг с другом не только текущие события, но и хозяйственные дела…
И это при том, что будущий Министр обороны СССР Малиновский – выдающийся полководец Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза и Народный герой Югославии, был до мозга костей коммунистом, а Анисимов – активно сотрудничал в годы Гражданской войны с Колчаком.
Он был к тому же и активным участником Поместного собора Православной российской церкви, открывшегося 15 августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля, важнейшим решением которого было восстановление патриаршества. Здесь архиепископ Нестор прославился тем, что во время работы Собора 1918 года произнёс:
«Кто будет разбираться, умышленно или случайно повреждены соборы... Разумеется, не наши войска стреляли в храмы Божьи... Сейчас нам дорог каждый факт, способный возбудить в народе ненависть к большевикам…»
Тогда в 1945 году практически всему русскому населению Харбина, как и советским военнослужащим, пребывавшим здесь, казалось, что на харбинской земле белая и красная Россия встретились, чтобы после долгих лет противостояния дружески пожать друг другу руки. Казалось, исполняется мечта погибшего в 1920 году дроздовского офицера о том дне, когда
«белый увидит в красном Ивана, а красный увидит в белом Петра – и обнимутся они по-братски.»
Однако в марте 1946 г. советским руководством было принято решение о выводе советских войск из Маньчжурии. После их окончательного ухода и начались репрессии против русских харбинцев.
Термин «русские харбинцы» обозначает несколько поколений русских, живших в этом основном узловом городе Китайско-Восточной железной дороги, примерно с 1898 по 1960-е годы. В Харбине было 26 православных церквей, из них 22 настоящих храма, целая сеть средне-учебных школ и шесть высших учебных заведений.
Тот же архиепископ Нестор писал:
«Милостью Божией Харбин на четверть века продолжил нормальную дореволюционную русскую жизнь.»
Но с 1940-х годов здесь происходил массовый отъезд русского населения. А после 1952 года СССР инициировал вторую волну репатриации харбинских русских.
Наконец, в 1955 году бывшая территория японской оккупации Маньчжоу-Го, а вместе с ней и освобождённый Харбин были Хрущёвым окончательно переданы Китайской Народной Республике. Вследствие этого русских в Харбине почти не осталось.
Начиная же с 1990-х годов в Харбин вновь стали приезжать люди из всего бывшего СССР, которые уже не имели никакого отношения ни к дроздовцам, ни к семёновцам, ни к частенько называемым в советской прессе «белобандитам»…, ни к первой волне эмиграции.
Под колокольный звон
А в 1946 году, когда советские войска покидали Харбин, их провожали торжественным колокольным звоном всех храмов города. При этом толпы провожавших военных харбинцев выкрикивали уходящим принятое когда-то на Руси так называемое многолетие – то есть торжественное провозглашение слов «Многая лета!» как форму пожелания долгих лет жизни и благополучия.
При этом группы дроздовцев вдогонку уходящим советским воинам хором исполняли знаменитый припев марша своего прославленного в боях Первой мировой и Гражданской войны Дроздовского полка:
Этих дней не смолкнет слава,
Не померкнет никогда!
Офицерские заставы
Занимали города!
Не померкнет никогда!
Офицерские заставы
Занимали города!
Текст этой песни, как и мелодию, позже позаимствовали или просто взяли для создания красноармейской песни «По долинам и по взгорьям». Но стоит ли удивляться, ведь взаимоотношения эмигрантского населения с советскими солдатами и офицерами в Харбине с первых дней сложились поистине дружелюбные.
И даже потом, когда перед самым уходом войск появились строжайшие запреты политорганов, пытавшихся свести к минимуму контакты военнослужащих с «местными русскими», такие встречи продолжали носить здесь массовый характер.
При этом репрессиям впоследствии подверглось далеко не всё русское население Харбина, как писали в то время советские газеты. При этом обрушившиеся на часть харбинцев репрессии вовсе не были стремлением свести с ними старые счёты за Гражданскую войну. Дело в том, что японцы оставили в Харбине, как и на всей территории Китая, немало своих агентов и диверсантов.
Причём далеко не японцев по национальности. Из наиболее известных имён достаточно вспомнить поэта и журналиста Арсения Несмелова, а также лидера созданной здесь Всероссийской фашистской партии Константина Родзаевского. Оба они были выловлены советскими чекистами.
Иная судьба была у митрополита Нестора Анисимова, который ещё в 1943 году послал через Харбинское генконсульство золотые кресты и золотую панагию в фонд сражавшейся против фашизма Советской Армии. Он же установил и поддерживал постоянный контакт с русской Патриархией.
Он открыто оказывал сопротивление японским властям, требовавшим поклонения языческой богине Аматерасу, подписав текст Архипастырского послания харбинских иерархов против требований японцев. Неудивительно, что в августе 1945 года именно архиепископ Нестор встречал входящие в Харбин советские войска приветствием от верующих…
Однако спустя несколько лет суд Хабаровска обвинил его в антисоветской деятельности, которая заключалась в написании книги «Расстрел Московского Кремля» и в совершении панихид по убиенным в Алапаевске родственникам семьи императора Николая. Получив свою десятку, отец Нестор с июня 1948-го до освобождения в январе 1956 года, пусть и формально, находился в заключении в лагере в Мордовии.
Александр Сапсай, Алексей Подымов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: