Германские войска входят в Киев. Март 1918 года
Оставив Киев, Рада бежала в Житомир, затем в Полесье и далее к фронту, надеясь на поддержку германцев. У украинского «правительства» осталась последняя надежда: «Заграница нам поможет, запад с нами!»
Общая ситуация
27 января (9 февраля) 1918 года Киев был полностью занят советскими войсками под началом Муравьёва (
30 января (12 февраля) в Киев из Харькова переехали ЦИК советской Украины и Народный секретариат. Глава Южного революционного фронта Антонов-Овсеенко докладывал об успехах своих войск:
«Во всем Крыму контрреволюционные татарские войска разбиты. В Одессе восторжествовала Красная гвардия. Киевская Центральная рада стерта с лица земли».
Тем временем Рада бежала в Житомир – центр Волынской губернии. Губерния была преимущественно крестьянской, промышленных центров, где были сильны позиции большевиков, не было. Фактически Рада уже ничего не контролировала в южной русской украйне-окраине. Сами представители украинской «власти» постоянно ссорились и грызлись между собой, продолжали интриговать. На местах власть Рады не признавали и просто «гуляли», грабили всё, что можно.
Доклад штаба германского Восточного фронта так описывал ситуацию:
«…в Житомире отказались принять Раду, и члены её разъехались в разные стороны. В отдельных местностях некоторые украинские части еще держались, но они не поддерживали связи друг с другом, и можно сказать, что Рада к моменту подписания мирного договора фактически не имела ни власти, ни сторонников в стране».
Уже 30 января (12 февраля) 1918 года украинское «правительство» бежало из Житомира на северо-запад – в глухое Полесье, рассчитывая на помощь частей Польского корпуса, восставшего против большевиков в Белоруссии. Затем Рада и украинское командование бежали далее на запад – в Сарны, к самому фронту, надеясь на поддержку немцев.
У Рады осталась последняя надежда: «Заграница нам поможет, запад с нами!»
В феврале 1918 года в Брест отправилась новая делегация УНР, которую возглавил Александр Севрюк. Австрийцы и германцы знали, что красные контролируют основные центры Малой России, включая Киев и Одессу. Что формально автономная Украина ещё является частью России. Что Рада не имеет никакой власти на украйне, они уступают даже различным атаманам и батькам (лидерам расплодившихся бандформирований).
Однако германскому блоку было не до формальностей, ситуация была критическая. Берлин и Вена проигрывали войну, срочно нужен был мир на Востоке и ресурсы России, включая Малую Россию. Надо было экстренно перебрасывать дивизии с Русского фронта на Западный. Требовался хлеб, скот, уголь и золото. В Австро-Венгерской империи уже начинались голодные бунты. Также германцы смотрели на украинскую делегацию как на средство давления на делегацию Советской России.
Поэтому германские политики и военные были готовы поддержать любую власть на украйне, которая подпишет им мир и предоставит права на ресурсы русской земли. Подошли и украинские Петрушки, не имеющие никакой власти. Германцы трезво смотрели на украинствующих. В докладе штаба Восточного фронта также отмечалось:
«Украинская самостийность, на которую опирается Рада, имеет в стране чрезвычайно слабые корни. Главным её защитником является небольшая группа политических идеалистов».
Делегаты от УНР и Центральных держав
Переговоры
Начальник штаба Восточного фронта генерал Макс Гофман, фактически ведший переговоры в Брест-Литовске, отмечал:
«Я в те дни с удивлением наблюдал за молодыми украинцами. Они прекрасно знали, что ничего не имеют за собой, кроме возможной немецкой помощи; они прекрасно отдавали себе отчет, что их правительство представляет собой фиктивное понятие».
При этом «молодые украинцы» постоянно спорили, препирались и проявляли наглость при малейшем поводе. Не имея ничего за душой, украинские дипломаты требовали передать УНР Холмщину (входила в состав Польши, которая была оккупирована германскими войсками), Буковину и Восточную Галицию со столицей в Лемберге-Львове (принадлежали австрийцам). Австрийцы были готовы уступить только Холмщину. Холмская губерния была создана в 1912 году. Область была маленькой – в ней было всего 8 уездов, в г. Холме – в 1913 году проживало около 24 тыс. человек. В губернии проживало 758 тыс. человек, из них примерно по 300 тыс. православных и католиков (часть – принявшие католичество русские), остальные – евреи. Польская сторона энергично протестовала против передачи Холмщины в состав украйны.
Также украинская делегация претендовала на Брест и часть Минской и Гродненской губерний. Германцы отказались поддержать эти требования, так как там не было «украинцев». Немцы дали согласие только на Брест.
Стоит отметить, что в Буковине и Восточной Галиции в населении в это время преобладали русины-русские, которые считали себя частью русского этноса. Они не считали себя «украинцами», которые на тот момент были выдуманным, мифическим народом (вроде эльфов и орков).
Украинофильской ориентации придерживалась незначительная прослойка интеллигентов. При этом они говорили и думали на русском языке, были от рождения русскими, и только пытались создать и внедрить созданный на коленке «украинский язык» – смесь южнорусских говоров, польских, немецких и выдуманных, искусственных слов (
Во время Первой мировой войны австрийские власти начали настоящее наступление против русского населения Галиции (
Таким образом, в 1914–1918 гг. австрийцы при поддержке украинских и польских националистов провели геноцид русского населения Карпатской и Галицкой Руси, Буковины.
Начальник штаба Восточного фронта генерал Макс Гофман (Макс Хоффманн)
«Хлебный мир»
Прагматичные немцы оттягивали подписание соглашения. Они не хотели заключать мир с Радой, которая не имела никакой власти, территории и армии. Однако ситуация на Западном фронте и продовольственный кризис подгоняли Центральные державы. 27 января (9 февраля) 1918 года германцы подписали мир с делегацией Центральной рады. Со стороны УНР договор подписал недоучившийся студент Петербургского технологического института, эсер Александр Севрюк.
Немцы назвали это соглашение Brotfrieden – «хлебный мир». В обмен на военную помощь против большевиков УНР обязалась поставить Германской и Австро-Венгерской империям до конца июля 1918 года 1 млн тонн зерна, 400 млн яиц, до 50 тыс. тонн мяса рогатого скота, сало, сахар, пеньку, марганцевую руду и пр.
Границы с Австрией сохранялись довоенные, к северу, в нынешних Люблинском и Мазовецком воеводствах, Брестской области, границы должна была определить смешанная комиссия с учётом этнического состава и интересов населения. Австро-Венгрия взяла на себя обязательство создать украинскую автономию в Восточной Галиции и Буковине (от этого решения австрийцы отказались в июле).
31 января (13 февраля) 1918 года украинские политики обратились к Германии и Австро-Венгрии с просьбой о помощи УНР против большевиков. Германское верховное командование дало своё предварительное согласие на вступление в войну против большевиков и начало активно готовиться к наступлению на южном стратегическом направлении. Немцы уже 5 (18) января решили начать наступление на петроградском направлении.
31 января (13 февраля) в Гамбурге состоялось совещание кайзера Вильгельма II с министрами и военным командованием, на котором предстояло окончательно решить вопрос о возобновлении военных действий против России. Людендорф, рассматривая возможность ведения войны на два фронта, писал в докладной записке на имя императора:
«…Если мы не предпримем наступления, обстановка останется неясной, наши войска будут прикованы на Востоке… мы поставим под угрозу наш мирный договор с Украиной, а тем самым и снабжение, в котором нуждается Австро-Венгрия и мы сами. Таким образом, окончательная победа останется под сомнением!
…Мы, возможно, нанесем большевикам смертельный удар и укрепим наше внутриполитическое положение… освободим на Востоке крупные силы для большого удара, который… настоятельно необходимо нанести на Западе…»
…Мы, возможно, нанесем большевикам смертельный удар и укрепим наше внутриполитическое положение… освободим на Востоке крупные силы для большого удара, который… настоятельно необходимо нанести на Западе…»
В итоге германское высшее военно-политическое руководство принимает решение уничтожить «очаг революционной чумы». Германия и Австро-Венгрия наметили масштабное наступление от Балтики до Карпат. На Кавказе наступали турецкие войска.
Участники переговоров в Бресте, слева направо: генерал Бринкманн, Николай Любинский, Николай Левицкий, Александр Севрюк, Макс Гофман и Сергий Остапенко
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: