Танкисты на
Ситуация на фронте
После первого сражения при Эль-Аламейне на Североафриканском театре на некоторое время наступило затишье. Германо-итальянские войска не имели сил для развития успеха. Британцы восстанавливали армию после тяжелого поражения и готовились к контрнаступлению.
8-я британская армия, потерпевшая тяжелое поражение в битве при Газале и потеряв Тобрук, в конце июля 1942 года была значительно усилена. В Египет прибыли ещё две бронетанковые дивизии – 8-я и 10-я (в Африке уже воевали 1-я и 7-я танковые дивизии), вооруженные танками «Грант» и «Шерман», 105-мм самоходками. На подходе были ещё две пехотные дивизии – 44-я и 51-я. 8-я армия получала значительное преимущество в силах и средствах над германо-итальянскими силами в Северной Африке.
Глава английского правительства Черчилль, под давлением общественности и оппозиции, недовольных ходом войны, в начале августа 1942 года посетил Каир и провёл ряд встреч с высшим командованием, включая главнокомандующего на Среднем Востоке Клода Окинлека. Затем премьер провёл инспекцию 8-й армии. В итоге Черчилль заменил Окинлека и других высших командиров. Главнокомандующим был назначен бывший командующий британскими войсками в Бирме и командующий 7-й армией Гарольд Джордж Александер. Командующим 8-й армий был назначен генерал Готт, но 8 августа он погиб, когда его самолет был сбит немцами. Армию возглавил Бернард Монтгомери.
Монтгомери командовал дивизией во Французской кампании 1940 года, прикрывал отход войск в Дюнкерке. Затем готовил войска в Англии к отражению немецкого десанта. Воевал в Бирме, но был назначен командующим уже в условиях японского наступления, когда неподготовленные британские войска потерпели поражение. Монтгомери был осторожным и пунктуальным, расчётливым и хорошим организатором. Амбициозный генерал вызывал зависть у многих высших офицеров.
Британский генерал-лейтенант Монтгомери в самолете, летящем в Египет. Август 1942 г.
8-я армия
8-я британская армия занимала позиции у Эль-Аламейна. 30-й корпус (9-я австралийская, 1-я южноафриканская и 5-я индийская пехотные дивизии, 23-я бронетанковая бригада) генерала Лиса занимали позиции от побережья до хребта Рувейсат. На южном фланге оборонялся 13-й корпус генерала Хоррокса (2-я новозеландская пехотная и 7-я бронетанковая дивизия, в резерве на хребте Алам-Халфа была 21-я индийская пехотная бригада). В тылу, в дельте Нила, располагался 10-й корпус и только что прибывшие 8-я и 10-я танковые дивизии, 44-я и 50-я пехотные дивизии, которые были в стадии пополнения.
Главнокомандующий Александер приказал Монтгомери не дать врагу продвинуться дальше на восток и готовить войска к наступлению. Новый командарм стал готовить оборону на хребте Алам-Халфы, который был наиболее вероятным местом очередного удара противника. Также пополнялся 13-й корпус, усиливались резервы армии. Была изменена диспозиция 8-й армии. Генералу Уилсону, командующему 9-й армией, отвечавшей за Сирию и Палестину и включавшей в себя 50-ю и 51-ю пехотные, 1-ю танковые дивизии, было поручено оборонять дельту Нила. 10-й корпус передался в прямое подчинение командованию 8-й армии. Две свежие бригады 41-й дивизии направлялись на хребет Алам-Халфа. Оборону на хребте усилили вкопанными танками. Бронетанковый резерв – 10-я танковая дивизия и 23-я танковая бригада (всего около 400 танков, 200 противотанковых пушек и 16 тяжелых 240-мм орудий), был поставлен в тылу 13-го корпуса.
Также увеличивались противотанковые и проволочные заграждения, усилена
Легкий танк M3 «Стюарт» 10-й британской бронетанковой дивизии на марше под Алам эль-Халфой
Танковая армия «Африка»
Германская армия также восстанавливалась после тяжелых предыдущих боев. Армия Роммеля получает подкрепления. В августе 1942 года два пехотных полка были переведены из состава крепостной дивизии «Крит» в распоряжение группы армий «Африка». 15 августа 1942 года они стали основой формирования 164-й лёгкой пехотной дивизии. За ними прибыла элитная 1-я парашютно-егерская бригада с новыми танками (более 90 машин Т-3 и Т-4 с 75-мм пушками).
В конце августа на египетском направлении у Роммеля были 15-я и 21-я танковые, 90-я и 164-я пехотные дивизии. Всего более 27 тыс. солдат, около 270 танков, более 320 противотанковых и полевых пушек, 47 машин разведки и более 4 800 грузовиков. Также имелась армейская артиллерия: 7 тыс. человек, 85 противотанковых, 51 полевое орудие.
Как и Монтгомери, Роммель лично следил за укреплением обороны. Германский командующий планировал новое наступление, с традиционным обходом позиций британцев на южном фланге с целью окружения основных сил 8-й армии, и дальнейший бросок на Каир. Начало наступления было запланировано на конец августа.
Итальянский главнокомандующий фельдмаршал Бастико старался решить главную логистическую задачу: оторванность танковой армии от главных баз снабжения на 2 тыс. км. Итальянцы смогли повысить пропускную способность портов Триполи, Бенгази и Тобрука, починили железнодорожную дорогу Сиди-Резех – Мерса-Матрух – Эль-Дуба, проложили новые ветки. Итальянская армия была усилена несколькими артиллерийскими группами, парашютной бригадой «Фальгор», моторизованной дивизией «Пистола». Итальянцы пытались улучшить организацию и управление своих войск, но эти мероприятия явно запоздали.
Район Эль-Аламейна в августе 1942 г.
Однако, несмотря на предпринятые меры, танковая армия была не в лучшем состоянии. Не хватало личного состава, танков и другой техники. Так, в армии было около 270 танков против около 760 британских машин. Остро ощущалась нехватка горючего. К 20 августа имелось 8 тыс. тонн горючего, а для наступления требовалось не менее 30 тыс. тонн.
Итальянский флот не мог обеспечить переброску необходимых грузов. Британский флот и ВВС уничтожали целые конвои противника в Средиземном море. 28 августа был уничтожен конвой, который вёз 6 тыс. тонн горючего. Это заставило Роммеля пересмотреть план наступательной операции и сделать его менее амбициозным: от второго этапа операции отказывались, надеясь лишь разгромить британские силы на линии Эль-Аламейна.
Сам Роммель тяжело болел и предлагал Кейтелю заменить его на Гудериана. Главнокомандующий сухопутными войсками сообщил, что Гудериан также болен, и в Африку направят генерала из 1-й танковой армии Макензена. Но он был слишком занят на Русском фронте, и его командировка в Африку откладывалась. Поэтому армию хотели передать Кессельрингу. Роммель, который был невысокого мнения о Кессельринге, решил остаться в Африке, несмотря на болезнь.
Эрвин Роммель (слева) и командир 21-й танковой дивизии Георг фон Бисмарк (справа). 1942 г.
Немецкие войска в Африке. 1942 г.
Операция «Брандунг»
В ночь с 30 августа 1942 года началось последнее наступление германской армии в Африке – операция «Брандунг» («Прибой»). На левом приморском фланге находился Африканский корпус генерала Неринга. В его составе были 15-я и 21-я танковые дивизии. На правом фланге был итальянский 20-й моторизованный корпус – дивизии «Ариетта» и «Литорио». На крайне правом фланге была немецкая 90-я дивизия. Немцы планировали обойти британцев с юга, пройти на 30 км на восток, затем повернуть на север и ударить в тыл основным силам 8-й армии между побережьем и хребтом Рувейсат.
Британское командование, которое заранее узнало о наступлении противника от разведки, было готово к отражению удара на своём южном фланге. Хребет Алам-Халфа имел сильную противотанковую оборону и сильный бронетанковой резерв на случай прорыва противника.
С самого начала немцам не повезло. Наступающие колонны армии напоролись на большое минное поле на южном окончании хребта Рувейсат. Немецкая разведка эту позицию вовремя не выявила. Минное поле обороняли хорошо окопавшиеся британские войска. Всю ночь с 30 на 31 августа шёл упорный бой. Немецкие сапёры пытались проложить проходы в минном поле. Ночью в небе появились осветительные ракеты, и королевская авиация стала наносить удары по германским войскам. Генерал Неринг был тяжело ранен и эвакуирован в Германию. Африканский корпус возглавил генерал Байерлайн, затем фон Ферст.
Итальянский 20-й моторизованный корпус. Август 1942 г.
Роммель уже хотел остановить наступление, но Байерлайн убедил его продолжить операцию. Германский командующий дал согласие на продолжение наступления, но снова сократил её размах. Войска танковой армии должны были после форсирования минного поля не углубляться на восток, а повернуть на север к хребту Алам-Халфа.
31 августа немецкие танки прошли через минное поле. Британская 7-я танковая дивизия отступила. Немцы наступали, несмотря на налёты английской авиации и зыбучие пески. К 11 часам немецкие танки вышли к хребту и в 13 часов остановились для заправки. Из-за песчаной бури британские ВВС бездействовали. Германцы спокойно смогли дойти до юго-западной части хребта, где натолкнулись на крепкую оборону британской 2-й бронетанковой бригады. В бою погиб командир 21-й дивизии Георг фон Бисмарк.
Роммель приказал отходить на юг. Отступающие колонны бомбили британские самолеты, обстреливала артиллерия. Монтгомери развернул между хребтом Алам-Халфа и Эль-Аламейном 10-ю танковую дивизию и приказал южноафриканской бригаде занять хребет Рувейсат.
1 сентября немцы совершили новую попытку прорыва, но были остановлены. Вечером командир 15-й танковой дивизии сообщил, что топливо на исходе. Это заставило Роммеля остановить наступление. Ситуация была опасной: коммуникации растянуты, горючее заканчивалось, Африканской корпус постоянно бомбили, и он мог оказаться в ловушке между хребтом и Каттарской впадиной. Однако 2 сентября германцы спокойно ушли, так как британское командование вместо контрудара занималось перегруппировкой войск. Роммель оправдал отступление танковой армии отсутствием воздушной поддержки и нехваткой топлива.
4 сентября Монтгомери приказал новозеландской дивизии атаковать противника. Но это решение уже сильно опоздало. Немцы уже отошли на хорошо укрепленные позиции, усиленные противотанковыми орудиями. Британцы понесли большие потери в бесплодных атаках.
Потери германской Африканской армии – около 2 900 человек, около 50 танков, 60 орудий, 36 самолетов; британцев – свыше 1 700 человек, более 60 танков и 60 самолетов.
Таким образом, британская армия отразила наступление войск Роммеля. Монтгомери одержал первую победу, хотя и проявил осторожность и не стал развивать успех. Боевой дух 8-й армии был возрождён. Роммель, не получая сильные подкрепления из Европы и имея большие проблемы со снабжением, был лишен возможности начать новое большое наступление. Британцы, постоянно наращивая силы и средства 8-й армии, готовились к решающей наступательной операции.
Новозеландский офицер на уничтоженном немецком танке Pz. Kpfw. III в Западной пустыне. Сентябрь 1942 г.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: