Лента новостей

21:23
Сырский анонсировал «рождественское» наступление ВСУ
21:22
В НАТО выступили за передачу Украине ракет дальностью более 5000 км
21:07
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 26 ноября, вечер
21:02
Американцы сняли ролик, как именно они будут атаковать Россию в случае ядерной войны.
20:36
Залужный придет — порядок наведет
19:55
Игроки нашли в S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl то самое место из главного меню S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl
19:51
Безуглая заявила о риске коллапса государственности
19:50
Великобритания передала Украине десятки Storm Shadow, взамен закончившихся
19:45
Шкипер Лафонтен ведет яхту «Сара Вагенкнехт» по трудному фарватеру
19:42
Евросоюз предложил Украине «датскую модель» помощи
19:04
Американский эксперт признала участие США в ударах по России
19:03
На фоне победы Трампа в США начались массовые отказы компаний от поддержки ЛГБТ
18:56
В ВСУ обнаружили большое количество извращенцев и патологический убийц
18:33
Признаки шизофрении выявили с помощью фМРТ
18:30
Почему в Лондоне и Париже заговорили об отправке войск на Украину
18:16
ВСУ ведут огонь по республикам Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 ноября
18:15
Минобороны РФ предупредило об ответном ударе за атаки ATACMS по ЗРК С-400 и аэродрому в Курской области
18:08
Политолог Мезюхо: Трамп не знает, что делать с Украиной и поэтому он молчит
17:58
Архангельскую область предложили сделать центром судостроительных компетенций
17:44
Нейробиологи выяснили, от какой части мозга зависит качество сна
17:28
Внезапный выход из Купянска, повторяется судьба Очеретино, «Импульс» пришёл в негодность — Горячая сводка с фронта 26 ноября 2024 г.
17:27
«Проваливай»: посол Британии, вызванный в МИД РФ из-за разведдеятельности сотрудника миссии, нахамил журналистам
17:26
«Угрожали вынуть глаз зубочисткой». Дубинский обвинил СБУ в убийстве американского журналиста
17:25
ВСУ ударили по автобусу в Новой Каховке. 4 пассажира погибли, 7 ранены
17:24
Литва жаждет отправить европейские войска на Украину. Великобритания против отправки своих солдат
17:15
ВСУ совершили покушение на главу Новой Каховки с помощью дрона
16:46
США, Япония и Филиппины готовят совместный военный план
16:44
Парагвайские отзвуки войны: русский реванш над немцами в сельве
16:37
Коломойскому не удалось вернуть Приватбанк в свою собственность
16:36
Более 23 тысяч украинских студентов старше 30 лет отчислили из ВУЗов, записав в уклонисты
16:35
В Китае экс-руководителя Bank of China приговорили к смертной казни за коррупцию
16:34
Умеров отправился в Южную Корею за вооружением
16:33
Президента Грузии 14 декабря впервые будет избирать не народ
16:24
При обстреле Новой Каховки погибли 4 человека
16:17
Румынии предлагают вложиться в украинский ВПК
16:14
Американские ВВС заказали еще 15 самолетов-заправщиков Пегас
15:45
В Евросоюзе обеспокоены наплывом украинских боевиков и оружия после завершения конфликта
15:44
Турция добивается от США снятия санкций с Газпромбанка. ЕС готовится к нефтяной войне с Россией
14:59
Обстановка в Курской области по состоянию на 26 ноября
14:37
Юрий Подоляка о ситуации в Курской области: медленный, но уверенный прогресс, последние новости на 26.11.2024
14:16
Google начала без спроса наполнять сайты «интересными сущностями» — ссылками на результаты поиска
14:11
Вооружённые силы России ушли из Купянска
13:38
Информационное эхо «Орешника»
13:26
Рубль упал до 105 рублей за доллар. Силуанов назвал, кому это выгодно
13:25
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 26 ноября
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Как французы захватили Москву

Как французы захватили Москву


Как французы захватили Москву
Наполеон на Поклонной горе. В. Верещагин



Общая ситуация


Потери в Бородинской битве (Бородинская битва; Часть 2) были огромны, а резервы израсходованы, 27 августа (8 сентября 1812 года) русская армия ушла с Бородинского поля, отступив за Можайск.

Армия расположилась у деревни Жуковка. Отход прикрыл сильный арьергард Платова: казачьи полки, часть 1-го кавалерийского корпуса Уварова, Масловский отряд генерала Пассека – 3 егерских и 1 казачий полк (отряд во время Бородинского сражения стоял во флешах у деревни Маслово), 4-я пехотная дивизия из состава 2-го корпуса и 2-я конная рота донской артиллерии. Тыловые отряды оставались под Бородино ещё несколько часов после ухода основных сил армии и начали отход около полудня.

Наполеон, когда ему доложили об уходе русских, активности не проявил. Он был в подавленном состоянии. Кроме того, Великая армия также понесла большие потери. Кавалерия была в плачевном состоянии и не могла совершать прежние стремительные марши. Лучшие части французской армии (корпуса Нея, Даву и Жюно) утратили прежнюю мощь. Ней предлагал отойти в Смоленск, пополнить корпуса и дивизии, наладить коммуникации.

31 августа французский император сообщил Европе о новой «блистательной победе». Наполеон значительно преувеличил масштаб своей «победы»: якобы русские имели численное превосходство – 170 тыс. человек. Потом заявит, что он с 80-тысячной армией атаковал «русских, состоявших в 250 000, вооружённых до зубов, и разбил их».

Обмануть европейскую общественность было легче, чем Великую армию. Войска, которые и раньше показывали признаки разложения, ощущали «победу» скорее как своё поражение. Разгромить русских не удалось, армия Кутузова отошла в полном порядке. Было очевидно, что впереди не победные пиры и долгожданные зимние квартиры, отдых, а новые сражения. А потери лучших войск, кроме гвардии, были очень большими.

Русский главнокомандующий также не мог сразу продолжить сражение. Армия была обескровлена, требовались пополнения и отдых. Кутузов принял предварительное решение отойти к столице, там получить подкрепление и дать новое сражение. Но в Можайске обнаружили, что новых войск нет, также нет боеприпасов, транспорта и шанцевого инструмента. Кутузов написал московскому губернатору Ростопчину письмо, где выразил крайнее удивление по этому поводу и напомнил, что речь идёт «о спасении Москвы».


Арьергардные бои


27–28 августа (8–9 сентября) 1812 года войска Платова сдерживали натиск противника. К концу дня наши войска под давлением конницы Мюрата оставили позиции западнее Можайска. Платов закрепился у деревни Моденова. Арьергард усиливают двумя бригадами пехоты из 7-й и 24-й дивизий, 3 егерскими полками, остальной частью 1-го кавкорпуса, 2-м кавкорпусом и артиллерийской ротой. Кутузов, недовольный действиями Платова, сменил его на Милорадовича (он к этому моменту был командующим 2-й армии вместо выбывшего Багратиона).

Михаил Александрович Милорадович отличался большой храбростью, его любили и уважали, как свои солдаты, так и вражеские. Его адъютант, поэт и писатель Фёдор Глинка отмечал:

«Вот он, на прекрасной, прыгающей лошади, сидит свободно и весело…
Он, казалось, оделся на званый пир! Бодрый, говорливый (таков он всегда бывал в сражении), он разъезжал на поле смерти как в своём домашнем парке; заставлял лошадь делать лансады, спокойно набивал себе трубку, ещё спокойнее раскуривал её и дружески разговаривал с солдатами…
Пули сшибали султан с его шляпы, ранили и били под ним лошадей; он не смущался; переменял лошадь, закуривал трубку, поправлял свои кресты и обвивал около шеи амарантовую шаль, которой концы живописно развевались по воздуху.
Французы называли его русским Баярдом; у нас, за удальство, немного щеголеватое, сравнивали с французским Мюратом. И он не уступал в храбрости обоим».

28 августа (9 сентября) Кутузов объявил благодарность армии. В приказе главнокомандующего по армии говорилось о любви к Отечеству, свойственной русским воинам храбрости и выражалась уверенность, что

«нанеся ужаснейшее поражение врагу нашему, мы дадим ему с помощью Божией конечный удар».

Для этого армия идёт навстречу свежим силам. Кутузов приказал Лобанову-Ростовскому, который был воинским начальником на территории от Ярославля до Воронежа, направить к Москве все имеющиеся в его распоряжении резервы. Клейнмихель должен был привести три полка, которые формировались в Москве. Генерал Ушаков в Калуге должен был отправить в столицу 8 батальонов пехоты и 12 эскадронов конницы.

Русская армия отошла от деревни Землино к селению Крутицы. Арьергард продолжал сдерживать авангард противника. Наши войска вели бой до 5 часов вечера, когда было получено известие об успешном марше армии.

29 августа Кутузов сообщил государю Александру I, что сражение выиграно, но «чрезвычайные потери» и ранения «самых нужных генералов» вынуждают его отступить по Московской дороге. Также командующий сообщил, что вынужден отходить и далее, так как подкрепления не прибыли. Светлейший князь рассчитывал на 40–45 тыс. солдат.

Однако Александр Павлович, не уведомив Кутузова, запретил Лобанову-Ростовскому и Клейнмихелю передавать в его распоряжение резервы до особого приказа. А войска, шедшие к Москве от Петербурга, были направлены в Псков и Тверь. То есть император больше беспокоился об обороне столицы, а не Москвы. Главнокомандующий не знал об этих распоряжениях Александра.

К 30 августа армия совершила новый переход и стала на ночлег у Никольского (Большие Вяземы). Милорадович и в этот день отходил с боем. Кутузов отправил за деревню Мамонову, где Беннигсен выбрал позицию для сражения, начальника инженеров 1-й Западной армии Труссона. Главнокомандующий снова просит к Ростопчина инструмент для земляных работ и направить все имеющиеся в Московском арсенале пушки и боеприпасы.

В этот же день Кутузов получил рескрипт Александра от 24 августа о том, что войска Лобанова-Ростовского не будут присоединены к действующей армии, они будут использованы для подготовки нового рекрутского набора. Александр обещал новые полки по мере их подготовки и московское ополчение.

Кутузов ещё наделся дать бой за Москву. 31 августа войска получили приказ двигаться к старой русской столице и занять позицию в трёх верстах от неё. Светлейший князь сообщил Милорадовичу, что под Москвой «должно быть сражение, решающее успехи кампании и участь государства».

Совет в Филях


1 (13) сентября русская армия подошла к Москве и расположилась на позиции, выбранной Беннигсеном. Правое крыло упиралось в изгиб р. Москвы у деревни Фили, центр был впереди села Троицкое, левое крыло – у Воробьёвых гор. Протяженность позиции была около 4 км, а её глубина 2 км. Барклаю-де-Толли и некоторым другим генералам она сразу не понравилась. Также пришло известие об обходном маневре врага.

Французы шли к Рузе и Медыни. Отряд Винцингероде, который прикрывал это направление, дал врагу бой у Звенигорода, но вынужден был отойти под давлением превосходящих сил врага. Обещанного Московского ополчения не было. Ростопчин отправил в армию всех имеющихся ратников ещё до Бородина, больше людей не было. Губернатор просто не известил об этом командующего.

1 (13) сентября был собран военный совет, который решил судьбу Москвы. В Филях собрались военный министр Барклай-де-Толли, начальник Главного штаба 1-й Западной армии Ермолов, генерал-квартирмейстер Толь, генералы Беннигсен, Дохтуров, Уваров, Остерман-Толстой, Коновницын, Раевский и Кайсаров. Милорадович остался при арьергарде.

Главнокомандующий поднял вопрос о том, стоит ли ожидать врага на позиции и дать ему сражение или отдать Москву без боя. Барклай сказал, что на этой позиции сражение принять невозможно, необходимо отступить по дороге на Нижний Новгород, где соединяются южные и северные губернии. Мнение командующего 1-й армией поддержали Остерман-Толстой, Раевский и Толь.

Беннигсен считал позицию удобной для битвы и предложил ждать врага и дать ему бой. Его мнение поддержал Дохтуров. Коновницын, Уваров и Ермолов хотели дать бой под Москвой, но считали позицию невыгодной. Генералы предлагали самим идти на французов, атаковать противника.

Фельдмаршал Кутузов (30 августа был произведён в генерал-фельдмаршалы) подвел итог совещанию и сказал, что с потерей Москвы не потеряна ещё Россия, и его первая обязанность сберечь армию, соединиться с подкреплениями. Он приказал отходить по Рязанской дороге. Светлейший князь взял всю ответственность за этот шаг на себя.

Учитывая стратегическую обстановку и целесообразность, это был тяжёлый в моральном отношении, но верный с военной точки зрения шаг. Каждый новый день вёл к усилению русской армии и к ослаблению вражеской армии.

Александр не был доволен решением главнокомандующего, но сам не решился снять его с поста. «Византиец» на троне передал этот вопрос на рассмотрение Комитета министров. На заседании правительства от 10 (22) сентября, где обсуждался рапорт Кутузова, ни у кого из министров не возникло вопроса о смене главнокомандующего. Часть генералитета также интриговала против фельдмаршала. Центром всех интриг был Беннигсен. Барклай считал, что генеральное сражение надо было дать раньше, у Царева-Займища, а в случае неудачи отводить армию не к Москве, а к Калуге. Ермолов обвинял командующего в лицемерии, считая, что

«князь Кутузов показывал намерение, не доходя Москвы, собственно для спасения её дать ещё сражение… в действительности же он вовсе не помышлял об этом».

Мнение Ермолова о двуличии Кутузова было распространено в историографии.


Картина А. Кившенко «Военный совет в Филях» (1880)

Французы в Москве


В ночь с 1 на 2 (13–14) сентября французские передовые силы были на подступах к Москве. Вслед за ними в 10–15 км шли основные силы Великой армии. Русский арьергард на рассвете 2 сентября был в 10 км от старой столицы. Около 9 часов французские войска ударили по войскам Милорадовича и к 12 часам оттеснили его к Поклонной горе.

Милорадович занял ту позицию, на которой до этого стояли главные силы армии. Кутузов приказал командиру арьергарда всеми силами держать оборону до вывоза из города раненых, артиллерии и обоза.

Тем временем русская армия шла по Москве. Первая колонна маршировала через Дорогомиловский мост и центр города, вторая – через Замоскворечье и Каменный мост. Затем обе колонны направились на Рязанскую заставу. Вместе с армией уходили почти все москвичи: из 270-тысячного населения города осталось не более 10–12 тыс. человек. На пяти тысячах подвод были вывезено около 25 тысяч раненых (часть тяжелораненых вывезти не успели).

Отряд Милорадовича с трудом сдерживал французов. Генерал опасался, что войска Богарне, которых не смог остановить заслон Винцингероде, могут оказаться в Москве раньше него. Милорадович направил к Мюрату парламентера – штаб-ротмистра Акинфова. Он предложил королю Неаполитанского королевства остановить наступление на четыре часа, чтобы дать возможность русским войскам и населению покинуть город. В ином случае Милорадович обещал вести сражение в самом городе, что могло привести к сильным разрушениям и пожару.

Мюрат дал согласие на паузу в боевых действиях. Затем русский генерал предложил французам продлить перемирие до 7 часов утра 3 (15) сентября. Мюрат принял и это предложение. Французам нужны были квартиры, зима приближалась. С другой стороны, Москву хотели сохранить, так как ждали переговоров с Александром о мире.

Поэтому войска Кутузова смогли спокойно уйти из города.

2 (14) сентября Наполеон прибыл на Поклонную гору и долго смотрел на Москву через зрительную трубу. Затем император отдал приказ о вступлении армии в город. Бонапарт остановился у Камер-коллежского вала в ожидании московской делегации с ключами от города. Вскоре ему сообщили, что город пуст. Это очень удивило французов. Ведь раньше при входе в завоёванные города и столицы (Милан, Вена, Берлин, Варшава и другие) Наполеона встречали пышно и торжественно, практически празднично. Гробовое молчание и пустота огромного города были очередным роковым знамением, предвещавшим катастрофу Великой армии.

Французы вошли в город одномоментно с русским арьергардом. Одновременно из Москвы уходили последние части основных сил русской армии. В Кремле небольшая группа русских патриотов оказала сопротивление и была перебита. К концу дня все городские заставы были заняты неприятелем.

Город не планировали к сдаче, поэтому местные власти и военные не успели эвакуировать либо уничтожить все накопленные большие запасы. Вывезли небольшую часть оружия, боеприпасов и провианта. Сожгли около половины пороха, взорвали артиллерийские снаряды, патроны утопили в реке. Уничтожили часть провианта и фуража. Однако почти весь арсенал в Кремле (более 150 пушек, около 40 тыс. ружей, иное оружие и припасы) достался французам, что позволило им восполнить нехватку оружия и боеприпасов, которая возникла после Бородинской битвы.

В Европе считали, что Русская кампания практически закончена. Россия потерпела поражение и будет просить мира. В Петербурге часть аристократии также выступала за мир с Францией.


Французы в оставленной жителями Москве в сентябре 1812 года. Картина Дмитрия Кардовского

Самсонов Александр


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх