В данной статье я расскажу о Стамбульском военном музее с упором на экспозицию, посвящённую средневековой
Как театр начинается с вешалки, музей любой армии начинается со двора: здесь обычно стоят огромные машины для войны, которые не входят ни в какие здания, не вмещают никакие помещения. Где-то это ракеты, где-то самолеты, а вот в большом дворе музея турецкой армии стоят, точнее, лежат огромные пушки XV в., которые и сделали турецкое государство мировой империей. Пушки, которые взяли для османского государства столицу тогдашнего мира Константинополь, превратив его в Истамбул или Стамбул.
Пушка. XV в. Такие орудия обеспечили победу армии Мехмеда Завоевателя или Фатиха над империей Ромеев, открыв, через пролом стены Феодосия II, путь к гегемонии в Восточном Средиземноморье, да и над всем бассейном Средиземного моря в целом на столетия. Стамбульский военный музей. Фото автора
Пушка с фотографии весит 11 тонн и стреляла ядрами до 218 кг весом. Длина орудия 3,16 м. Диаметр пороховой камеры уступает диаметру ствола. Восемь колец скрепляют пушку, которая декоративно украшена по восточной моде своего периода.
Теперь эти орудия по праву стоят во дворе, на входе в монументальный Музей армии Турции.
Тут же, на входе, рядом с орудиями XV и XX вв. стоит самый массовый легкий танк советского производства 30-х годов ХХ в. — Т-26. За его основу был взят легкий танк Mk.E, созданный фирмой «Виккерс-Армстронг» и приобретённый СССР. Т-26 поставлялся ряду стран, включая Турцию. В Турцию было поставлено всего 64 таких
Нужно сказать, что почти за десять лет, когда я первый раз посетил этот музей, в нём произошли серьёзные перемены.
Несмотря на то, что и тогда он содержался в полном порядке, всё же он производил впечатление нашего аналога Артиллерийского музея, с давно небелёными стенами и с экспозицией, не обновлявшейся с 50-х годов ХХ века.
Знаменательна история этого музея в Стамбуле. Он был открыт в здании огромной церкви Св. Ирины, расположенной на территории дворца Топ-Капы, рядом со Св. Софией. Огромный храм Св. Ирины, по площади немного уступающей Св. Софии, стал главным турецким арсеналом Османской империи – здесь хранилось не только турецкое оружие, но и трофейное. В 1846 г. здесь был открыт музей оружия.
Совершенно естественно, что с ростом коллекции музея, он был перемещён в район Таксим, а в 1993 г. там же в Таксиме перемещён в новое здание, бывшее здание Военной Академии, где учился и сам основатель современного государства в Турции, Кемаль Ататюрк.
Площадь его сегодня 54 тыс. кв. м, а здания 18 тыс. кв. м.
Сегодня это современный музей, с чётким расположением залов, такой же подачей информации, добавленным, ну куда без него, интерактивом. Множеством таблиц и схем. В музее множество моделей воинов, как конных, так и пеших. Есть диорама штурма и взятия Константинополя в 1453 г. И, конечно же, бесконечные коллекции вооружения, как турецкого, так и других стран.
Мой рассказ будет о тематических залах музея, связанных с этапами военной, и не только, истории турок, а также я расскажу, как представлены контакты с нашей страной.
Как бы предваряя экспозицию, на входе музея размещено всевозможное парадное и богато украшенное вооружение от раннего периода Османской империи до ХХ века.
А собственно экспозиция начинается с истории тюрок, здесь представлены современные картины и схемы, модели воинов. Всё это рассказывает о предках турок, тюркских народах. Конечно, основой экспозиции является история гуннов. Отсутствие артефактов этого периода компенсируется схемами и интерактивом.
Акцент на пантюркизм появился в музее после изменения ряда экспозиций, когда к власти пришёл Р. Эрдоган. С ним связано и множество иных изменений, связанных с преподнесением истории Турции. Так, была построена грандиозная панорама взятия Константинополя в 1453 г. на том месте, где был сделан пролом в стене Феодосия II, прямо на выезде из Стамбула-«Константинополя».
С выходом на экран эпического сериала «Великолепный век», был дан старт множеству исторических сериалов и фильмов.
С исторической точки зрения можно констатировать, что Эрдоган и его политика, направленная на подъём или, скорее, на удовлетворение претензий национального самосознания не случайна. Турция стала капиталистической страной с 90 % городским населением, а это значит, что националистические настроения и претензии, неотделимая часть ментальности граждан любой капиталистической страны, требуют именно такой подачи информации.
В первом зале есть множество реконструкций гуннского вооружения от луков и стрел, до полного снаряжения воина. И можно проследить историю от хунну до гуннов. Не обошлось, конечно, и без истории о поражениях, которые нанесли хунны Китаю.
Тюркская история продолжается залами, где рассказывается о становлении и истории огузов, турок сельджуков. Не могли обойти в музее и историю о песнях белобородого старца Дедe Горгуда или Киркута. Важный эпос для истории тюркских народов, рассказывающий о походах, богатырях и сражениях степных племён, их борьбе за место под степным солнцем.
Интересно, что начиная с картины, где изображён Деде Киркут, многие новые картины об историческом периоде тюрок и турок написаны современным российским художником А. М. Самсоновым. Александр Маратович Самсонов продолжатель традиций грековской батальной живописи, сын знаменитого советского баталиста М. И. Самсонова, создателя картин о Великой отечественной войне, реставратора Бородинской панорамы и участника создания советских диорам, таких как Сталинградская битва. Его картины украшают стены ЦМ ВС России.
А большие и качественные батальные картины его сына украсили Стамбульский военный музей.
Отметим, что сам Александр Маратович создал множество батальных картин на военные темы по истории нашей страны, включая эпическую диораму «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе».
А в соседнем зале представлено становление Сельджуков и их захват огромных земельных пространств в Азии. Стремительные победы сельджуков, которые ещё в 30-х годах ХI в. только получили право вассалитета при Газневидах, в мае 1040 г. разбили их при Данданаке или под Мервом, у современного города Мары. В этом сражении газневиды использовали слонов, но легкая турецкая конница измотала противника в трёхдневном бою, обратив его, наконец, в бегство.
Интересно, что при написании картины, изображающей победу турок-сельджуков при Данданаке, использовались образы художника Ангуса Мак-Брайда из издательства «Оспрей».
И, конечно же, все эти победы сельджуков заканчиваются битвой при Манцикерне 1071 г. В музее сделана мини диорама, где изображены три этапа битвы при Манцикерне: атака турецкой конницы, разгром византийцев и пленённый император перед султаном Алп-Арсланом.
Это было знаковое сражение для турок сельджуков, и злосчастное для Византийской империи. Турки увидели, что могущественная империя, которую, как они считали, лучше обходить стороной, страна с мощной армией и императором, подобным богу, оказалась колоссом на глиняных ногах. Её полководцы – женоподобные существа, а император – смертный человек, которого можно пленить, как это сделал султан Алп-Арслан с Романом IV Диогеном.
Битва при Манцикерне. 1071 г. Диорама. Факт пленения императора запечатлён на центральной части диорамы. Почему-то пленные византийцы в спангельхеймах V–VII вв., да и император в парадном шлеме, как на монетах VI–VII вв. Фото автора
Именно эта битва стала началом конца империи Ромеев. Так как уже через двадцать лет вся основная территория империи в Азии, Малая Азия, будет захвачена турецкими и огузкими племенами.
Следующей знаменитой битве в истории турок посвящено полотно А. М. Самсонова. Это была битва при Мариокефале в 1176 году. Это сражение произошло между турками-сельджуками Иконийского султаната и византийским императором Мануилом I Комниным и положило конец попыткам ромеев вернуть себе Малую Азию, вызвав новый приток турецких племён и окончательное отуречивание и исламизацию ромейского населения на этих землях.
Но на картине эта битва изображена исключительно с крестоносцами, хотя наёмная рыцарская конница составляла лишь часть войска ромеев, и командовал ими Балдуин Антиохийский. Воины-крестоносцы изображены в этой битве в шлемах-топфхельм, в лучших традициях картин, посвящённых битве на Чудском озере, хотя в этот период топфхельм только стал появляться, не был он и преобладающим всю первую половину XIII в. Но раз художник наш, то у «западных агрессоров» должен быть шлем-кастрюля на голове.
Что касается этих битв, которым совершенно справедливо уделено внимание в Стамбульском музее армии, то они были знаковыми: в 1071 г. был нанесён грозный удар, который был закреплён в 1176 г. Турки добились результата благодаря тактике и выучке своих всадников, взявших верх над превосходящими силами византийцев.
И как закономерный итог, следующий, кому посвящено музейное пространство — это сам полулегендарный Осман или Атаман, Осма́н I Га́зи, основатель Османской империи. Глава турецкого племени, недавно пришедшего в Малую Азию и получившего для кочёвки место на границе Византии, принял ислам. И его племя начало набеги – священную войну против ромеев. Осман серьёзно расширил территорию своего бейлика за счёт Византии и заложил основу Османской империи. О перипетиях борьбы Османа с византийцами, членами тайных организаций, монголами, папскими шпионами, огузскими племенами снят костюмированный турецкий сериал «Основание: Осман».
В музее находится повреждённый шлем, который приписывается сыну основателя Османского государства, Османа, султану Орхану Гази (1326–1363 гг.). Турецких и близких к ним шлемов из Передней Азии XIV в. до нас дошло не так уж и много, другое дело – турецкие шлемы XV в. и тем более XVI в., которые идентифицируются совершенно чётко.
Источники дают нам мало детальной информации о том, как проистекали события в это время, можно сказать, что расширение раннего османского государства шло стремительно. А недальновидные императоры крайне уменьшенной в размерах Византийской империи стали привлекать к своим междоусобицам турок в качестве наёмников. «Недальновидными» мы их называем очень условно, у них и не было особо вариантов.
С захватом Малой Азии, потерей Армении, что началось с конца XI в., брать войско стало в принципе неоткуда. Периодические потери по 20–40 тыс. воинов за сражение становились невосполнимыми. В Византии не осталось попросту военных резервов, так как не было земель. А наёмники, поняв, в чём их сила, стали сами захватывать земли империи, будь то турки или каталонцы.
У турок с захватом новых земель происходил рост населения, а войны, которые шли под лозунгом «борьбы с неверными», привлекали в войска османов толпы «гази» и новые кочевые турецкие племена из Средней Азии.
В музее есть замечательная картина, на которой изображена первая самостоятельная переправа турок в Европу на плотах и лодках. Турки-османы, находящиеся в Малой Азии в окружении своих единоверцев, после захвата византийских владений, практически не имели возможности расширять свои границы.
И тут как нельзя кстати византийские императоры, привлёкшие их на службу, где они получали двойную выгоду: плату как наёмники и награбленное у ромейского и болгарского населения, увидели путь для своей экспансии. Так начался стремительный захват земель ослабленных бесконечными раздорами славян: болгар и сербов.
В этих сражениях принял активное участие османский полулегендарный полководец Хаджи Гази Эвренос-бей, полулегендарный, так как он якобы прожил 129 лет. Тем не менее, он участвовал в основных сражениях против славянских государств в Европе, при завоевании их турками.
Броня (кольчуга) предположительно, как указывают в музее, принадлежала полководцу Хаджи Гази Эвренос-бею. Начало XV в. Стамбульский военный музей. Фото автора
В музее демонстрируется броня или кольчуга начала XV в. этого полководца.
И вот мы доходим до огромной экспозиции турецкого вооружения XV–XVII вв.
Нужно сказать, что восточное оружие, кстати, как и древнерусское, часто воспринимается всё на одно лицо, тем не менее можно с уверенностью сказать, что брони XV в., достаточно редко встречающиеся, были в основном с малым количеством включений зерцал или пластин, в отличие от XVI в. Чем дальше, тем больше встречается комбинированных броней, с добавлением зерцал и пластин. Усиление брони, как и в Европе, связано с ростом возможностей стрелкового оружия, конечно, прежде всего огнестрельного.
Вторым датирующим фактором является само плетение. Чем далее, тем плетение и крепление сложнее, а в ранние периоды совсем нет кольчуг с застёжками. Кольчужное плетение разнилось в зависимости от мастеров и было различным у разных этносов или народов. Например, венгерское плетение XVI века состояло из очень маленьких колечек, практически не было места для пустых мест, в отличие от турецкого.
И последнее, связанное с кольчатым доспехом. Иногда, но не всегда, практиковалось использование доспеха более раннего периода с последующей его модернизацией. Но модернизация в доспехах не всегда приветствовалась, так как мода в оружии и снаряжении была всегда, и выглядеть, «как из прошлого века», никому не хотелось. Можно, например, вспомнить берет Д’Артаньяна, который вызвал смех у Рошфора.
Для лучшей «презентации» оружия в музеях и арсеналах, о чём мы знаем доподлинно, музейные работники в XIX в. комбинировали доспехи и их детали из разных периодов.
Ниже я проиллюстрирую эти наблюдения двумя бронями из Стамбульского музея. Как говорится, найдите два отличия.
Брони (кольчуга) турецкого производства: слева броня, датируемая XV в., справа – XVI в. Стамбульский военный музей. Фото автора
Далее идёт зал, посвящённый войнам на Балканах, в частности Косовской битве 1389 г. Артефактов XIV в. в музее очень мало, а вот XV век представлен прекрасно, включая и вооружение западноевропейцев.
Впрочем, XIV в. по какой-то причине выпадает по артефактам во всех музеях и арсеналах мира, за редким исключением.
В музее гигантская коллекция западноевропейского оружия начиная с XV в., но в нём совершенно нет вооружения византийцев. Может потому, что ромеи уже пользовались снаряжением западных европейцев и турок? Хотя на некоторых дошедших фресках того же XIV в. мы видим воинов в снаряжении, которое берёт своё начало в ранних периодах византийской истории. Зато в музее хранится настоящий флаг Ромейской империи, а также цепи или часть цепей, которые защищали залив Золотого Рога, другая их часть находится в Стамбульском археологическом музее.
Итак, все залы вооружения XV в. сконцентрированы вокруг небольшой диорамы, посвящённой осаде и взятию Константинополя в 1453 г.
Фрагмент диорамы осады Константинополя в 1453 г. Турки уже захватили башню, через которую хлынут войска в город. На переднем плане Мехмед Завоеватель со своей свитой. Стамбульский военный музей. Фото автора
А вот как выглядели янычары во время боевых действий и осады Константинополя, показывает нам реконструкция из музея:
Ниже на фото изображены пушки из музея XV в., которые могли участвовать в осаде Константинополя. Размер пушек от 58,5 до 79 см.
После взятия Константинополя турки начали активные войны в восточном Средиземноморье, отсюда и огромное количество европейского оружия в музее.
Вот, например, ниже представлены по порядку: саллет Италия XV в., салад Германия 1480-е гг., барбют из Милана, XV в., барбют Сев. Италия, XV в.
Есть в музее и снаряжение неевропейских противников османов, например мамлюков:
С каким оружием турки противостояли европейцам, можно увидеть в многочисленных залах музея: здесь представлены и мечи, и сменившие их сабли, красиво украшенные щиты и полное вооружение всадников и коней, включая налобную защиту.
Полное снаряжение всадника мало уступало европейскому снаряжению, хотя, как мы писали выше, это была кольчатая защита или броня с металлическими вставками (зерцалами) или металлическими пластинами.
На этом мы не заканчиваем наш рассказ о турецком оружии, а продолжим его в статьях цикла про осады Константинополя.
Что касается взаимоотношений между Россией и Турцией, то, как я писал выше, прямо перед входом в музей стоит советский танк.
Понятно, что это музей армии, а не истории, поэтому если событиям успеха турецкого оружия посвящено огромное количество залов, тем более что там представлена самая большая мировая коллекция оружия, то поздние, особенно не связанные с победами события, представлены эпизодически.
В оружейной части неожиданно встречается русский шлем с повреждениями XVII в. и алебарда.
А вот о влиянии турецкого и персидского вооружения на русский военный стиль – это отдельная история.
События ряда войн между нашими странами представлены в картинах музея. Это картина, посвящённая взятию Малахова кургана и войне 1877–1878 гг. Есть в музее и трофейное орудие, произведённое в Санкт-Петербурге.
В заключение хотелось бы рассказать об оркестре Вооруженных сил или янычарском оркестре. Он выступает в музее вечером, но не каждый день.
Вначале на почётных местах рассаживают ветеранов армии. А далее рассаживается публика.
Этот оркестр исполняет традиционную армейскую боевую турецкую музыку. Напоминающую, как считали европейцы, «варварскую» музыку. И действительно, это какая-то какафония с грозными криками и безумным грохотом барабанов. Впрочем, многие сидящие в зале подпевают оркестру.
Тем более что этот оркестр – прародитель всех современных военных оркестров. Австрийцы, долгое время воевавшие с турками, переняли его для своей армии. Вспоминается и «Турецкий марш» Моцарта, конечно, имеющий мало с традиционной оркестровой музыкой турецкой армии.
Стамбульский военный музей, имеющий огромную коллекцию оружия, это современный музей с уважением к традиции и армии.
Ващенко Э.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: