Ямайка и не только
Приближение к апогею Карибского кризиса (
Ямайка расположена всего лишь в 140 км южнее Острова свободы, и уже к концу августа-62 британские войска и военные объекты были эвакуированы с Ямайки. Но не только – они ушли и с входящих в её состав островов Морант-Кис и Педро-Кис, расположенных юго-восточнее Ямайки.
Тем самым в американском блокадном кольце вокруг Кубы появилась солидная брешь – во всяком случае, политическая. По данным ряда британских источников, в Вашингтоне пытались уговорить Лондон отложить, в связи с ситуацией вокруг Кубы, предоставление Ямайке независимости.
Или, по крайней мере, продлить срок пребывания там британских войск и военных объектов. Другим вариантом было предложение передислоцировать с Ямайки британские войска на близлежащие к Кубе британские (поныне) Каймановы и Багамские острова. Но тщетно...
Британские же власти убеждали и в конечном счете смогли убедить американцев в том, что после «выпадения» Ямайки возможности британских военных баз на Кайманах и Багамах явно недостаточны для участия в военной операции на Кубе.
Багамский транзит
Характерно и то, что суда советского ВМФ доставляли ракетное и другие виды вооружения на Кубу через международные воды (проливы) между британскими в тот период – до 1973 года – Багамскими островами. И огибая с востока этот столь обширный архипелаг.
От северного кубинского побережья до островов 100–130 км, и архипелаг полностью отделяет Кубу от Атлантики. Но британцы не чинили препятствий такому советскому военному «транзиту» и вообще на него не реагировали: мониторинг проводили военные базы США на Багамах. Кстати, сохранившиеся там и по сей день.
Правительство Ямайки в начале августа 1962 года сформировала – до 1966 года включительно – пробританская Лейбористская партия, возглавляемая Александром Бустаманте (1884–1977), ямайским ирландцем. В тот период ямайские власти осуждали кубинскую революцию и яростно критиковали просоветскую политику Гаваны.
Однако присоединиться к американской блокаде Кубы на Ямайке отказались – уже в 1962 – разумеется, не без рекомендаций из Лондона. Неслучайно значимость такой позиции Кингстона отметил Фидель Кастро на межгосударственном форуме в Гаване в 2002 году по случаю 30-летия дипломатических отношений Кубы с британскими доминионами Ямайкой, Барбадосом, Гайаной, Тринидадом и Тобаго.
Точнее, в речи команданте были такие эпитеты:
«...англоязычные страны Карибского бассейна с начала Кубинской революции проявляли симпатии и уважение к нашему революционному процессу».
Что привело, по словам Ф. Кастро, к установлению дипотношений тех стран с Кубой. Это было «достаточно смелым шагом, так как страны Карибского бассейна испытывали значительное давление со стороны США».
Это же стало
«главным шагом в прорыве дипломатической и торговой блокады Кубы и брешью в стене изоляции, которой нас окружили.
Куба никогда не забудет столь благородного жеста её карибских братьев». В свою очередь, «карибцы всегда смогут рассчитывать на вечную дружбу, бескорыстие и абсолютную поддержку своих кубинских братьев».
Куба никогда не забудет столь благородного жеста её карибских братьев». В свою очередь, «карибцы всегда смогут рассчитывать на вечную дружбу, бескорыстие и абсолютную поддержку своих кубинских братьев».
Схожие оценки ямайской политики в отношении Кубы, в том числе в начале 1960-х, высказал Ф. Кастро в ходе своего визита на Ямайку в октябре 1977 года.
Дипломатия канонерок
Предоставление же независимости соседней с Кубой Ямайке в период нарастания Карибского кризиса вызвало, естественно, раздражение в Вашингтоне. Доходило, например, до того, что ВВС и ВМС США, наряду с боевыми группами кубинских «ультра-эмигрантов», обстреливали британские торговые суда вблизи Кубы.
При этом в Вашингтоне миролюбиво заверяли Лондон, что эти обстрелы со стороны американских военных были «случайными».
Однако подробности инцидента стали известны почти сразу. Так, по данным британской The Guardian 17.10.2012 года, теракты на Кубе и против Кубы, организованные США по президентской директиве от 23 августа 1962 года, стали «более интенсивными».
«Были также атаки на британские и кубинские грузовые суда; были операции по отравлению сахара, поставляемого за рубеж; были другие зверства и диверсии.
Осуществляли их, в основном, эмигрантские кубинские организации, которым разрешалось беспрепятственно действовать во Флориде и с американской базы в Гуантанамо на юго-востоке Кубы».
Осуществляли их, в основном, эмигрантские кубинские организации, которым разрешалось беспрепятственно действовать во Флориде и с американской базы в Гуантанамо на юго-востоке Кубы».
Карибская политика Лондона была связана с последствиями американской политики, проводимой с 1945 года, вытеснения Великобритании из Ближнего Востока, Южной, Юго-Восточной Азии, многих регионов Африки. То есть ответом стала не проамериканская позиция Лондона не только в период Карибского кризиса.
Например, в период агрессии США в Индокитае Лондон не разрешал американским ВВС и ВМС пользоваться британскими военными базами в близлежащем – британском (до 1984 года) Брунее и на расположенных невдалеке от ЮВА Мальдивских островах (независимые с 1965 года).
А за два года до этой агрессии Лондон объявил в 1963 году о деколонизации обширного Северного Борнео, расположенного напротив Южного Вьетнама с Камбоджей. И тогда же вывел оттуда военные базы, включив этот регион в уже независимую с 1957 года экс-британскую Малайю: с тех пор это Федерация Малайзия.
Вдобавок, Лондон не внял просьбам США в канун той же агрессии отложить предоставление независимости Сингапуру: она была объявлена в 1963. А в начале агрессии США во Вьетнаме – в 1966 году – британские военные базы были выведены из Сингапура.
P. S.
Если США официально признали КНР, провозглашённую в 1949 году, лишь спустя три десятка лет – в 1979), то Великобритания и её крупнейшие доминионы – Австралия, Канада и Новая Зеландия, это сделали чуть позже. Соответственно в 1950 году и на рубеже 60–70-х годов.
Алексей Чичкин, Алексей Подымов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: