Приближая Победу: «Отец солдата» и его боевой побратим
«Как прицелюсь с ППШа,
Так из фрица – вон душа!»
Солдатский фольклор Великой Отечественной войны
Гром грянул уже дважды: в местах боёв сначала Гражданской войны в Испании (17 июля 1936 – 1 апреля 1939 г.), а затем советско-финляндской (30 ноября 1939 – 13 марта 1940 годов) заявило о себе прежде невиданное оружие – «автоматы», чаще именуемые «пистолетами-пулемётами». В горах и долинах Пиренейского полуострова всё увереннее звучали изделия немецких оружейников Эмиля Бергмана – MP 35 и Генриха Фольмера – MP 36, переработанные Хуго Шмайссером впоследствии в знаменитый MP 41. В глухих заснеженных лесах Финляндии выстукивали свою смертельную дробь пистолеты-пулемёты Suomi KP системы Аймо Лахти.
СССР поставил республиканской Испании немало вооружений: танков, самолётов, одних ручных пулемётов – 20 486 единиц, винтовок – 497 813. Но в номенклатуре поставок оружия для правительства испанского Народного фронта не значатся пистолеты-пулемёты. Практически отсутствовали они и в частях Красной армии, штурмовавших линию Маннергейма. Не потому, что такого вида оружия не существовало: на вооружении РККА давно формально состоял ППД (Дегтярёва) образца 1934 года, он непрерывно совершенствовался и принимался в войска под индексами «образца 34/38 года», позже – «1940 года». Таких пистолетов-пулемётов было выпущено до завершения советско-финляндского конфликта свыше 5000 экземпляров – больше, чем финнами Suomi. Но пресловутая боязнь «напрасной» траты солдатами патронов не позволяла допустить это эффективное оружие до уровня рядового бойца.
Были ещё две причины, преграждавшие путь новому оружию в линейные части: сложность его использования неподготовленным воином. И дороговизна, связанная со сложностями производства: много применялось в нём токарных и фрезерных работ, использовалась высоколегированная сталь. Тем не менее в 1940 году было выпущено 81 118 ППД, что сделало его модификацию этого года наиболее массовой. Но эти автоматы преимущественно лежали на складах. Вот почему на довоенных фотографиях, да и первых двух лет войны, мы видим солдата – «человека с ружьём», но никак не с автоматом.
Однако раскаты грядущей войны уже раздавались с Запада. И они были услышаны. Наркомат вооружения Союза в 1940 году выдал техническое задание оружейникам на создание «пистолета-пулемёта, близкого или превосходящего по тактико-техническим характеристикам пистолет-пулемёт ППД-34/40, но более технологичного и адаптированного к массовому производству». Ответ последовал незамедлительно. В самом скором времени на рассмотрение комиссии НКВ СССР поступили несколько образцов, из которых выделялись два: конструкции Г.С. Шпагина и Б Г. Шпитального. Конструкция Шпагина поражала: на изготовление 87 его деталей требовалось 5,6 станко-часа; чтобы сделать 95 деталей ПП Шпитального – 25,3 станко-часа. То есть пока будет изготовлен один ПП Шпитального, с конвейера сойдут аж пять ПП Шпагина!
Кроме того: ППШ (Шпагина) могли делаться на любом непрофильном заводе, обладавшем маломощным прессовым оборудованием и минимальным парком токарных станков. Сверх того, для выпуска автоматов не требовались специальные оружейные стали. И в качестве бонуса: ППШ разбирался всего на пять частей, что делало его обслуживание и применение доступным и рабочему, и крестьянину, дотоле оружия в руках не державшему.
Но отнюдь не дешевизна и даже не необыкновенная, дотоле невиданная и неслыханная в мире технологичность позволила ПП Шпагина одержать победу в конкурсе (тем же путём шли, к примеру, и англичане, доведшие идею до абсурда: себестоимость их автомата STEN, появившегося в том же 1941 году, не превышала 2,5 фунта, но и пули посылал он куда попало, из-за чего и снискал прозвища «дырокол» и «мечта водопроводчика»). ПП Шпагина во второй половине ноября 1940-го соревновался на равных с ПП Дегтярёва и ПП Шпитального – и победил по ряду характеристик: живучести (более 70 тысяч выстрелов без отказов), максимально возможному числу выстрелов без чистки, преимуществу перед остальными в отношении разборки и сборки. Поэтому именно его и выбрали для постановки на массовое производство.

Генерал-полковник П.А. Белов и его кавалеристы в 1941 году; вооружение – винтовки, автоматов нет.
Увы, до конца 1941 года было изготовлено ПП Шпагина лишь чуть больше 55 тысяч штук, автоматов всех систем – 98 тысяч штук: капля в море для 5,5-милионной армии и флота (на начало 1942 года). В Московский битве (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942 года) автоматы ППШ для частей и соединений распределял лично Сталин.
История сохранила разговор Верховного главнокомандующего с генерал-майором П.А. Беловым, посланным во главе 2-го кавалерийского корпуса на отражение попытки гитлеровцев обойти столицу в районе Каширы. На вопрос, чем Ставка может ему помочь, Павел Алексеевич ответил: «Пришлите хотя бы несколько десятков ППШ».
Как известно, это подразделение одержало блестящую победу в тех оборонительных боях под Москвой и Тулой. За отличия в сражениях корпус получил название 1-го гвардейского, а его командир – звание генерал-лейтенанта и два ордена Ленина – в ноябре 1941-го и 2 января 1942 года. Его просьба Сталину – знак того, что ППШ сразу же при появлении в войсках полюбили, ласково именуя по созвучию «папашей».
Несть числа стихам, сложенным в его честь. «Я на фронте нашел себе друга, его просто зовут – ППШа. Я хожу с ним в метели и вьюги, и привольно живет с ним душа…» – писал неизвестный автор времён Великой Отечественной. А уже современный поэт Александр Тепин ввёл в своё стихотворение «Шпагинский дом» слова из подлинных писем фронтовиков конструктору: «Товарищ Шпагин, вы спасли наш взвод», «Товарищ Шпагин, вы – кузнец Победы»…

Автоматчики на привале. Фронтовое колорированное фото.
«Я хотел, я добивался, чтобы боец полюбил мое оружие, чтобы он уверовал в него. Это было моей мечтой…» – признавался в разговорах конструктор «папаши» Г.С. Шпагин. Мечта сбылась: выпуск ППШ год от года нарастал и составил на конец войны свыше 6 миллионов экземпляров. Острая потребность армии в этом оружии была удовлетворена уже в 1942 году. Ими обеспечивались целые роты и батальоны автоматчиков, появившиеся тогда в РККА. До конца войны ППШ было вооружено около 55 процентов бойцов Красной армии, автомат стал неотъемлемой частью образа советского солдата времён Великой Отечественной.
Первым масштабный выпуск автоматов ППШ начал в июле 1941-го Загорский завод Наркомата вооружений СССР в Московской области. С связи наступлением немцев на Москву он был эвакуирован в городок Вятские Поляны Кировской области, сюда же был передислоцирован из подмосковной Лопасни завод по производству дисковых (барабанных) магазинов. Только вятскополянский завод выпустил более двух миллионов автоматов ППШ-41, но его выпускали также в Ворошиловграде, Златоусте, Коврове, Тбилиси. Делали в Москве: на автозаводе имени Сталина (ЗИСе), инструментальном заводе имени Калмыкова, заводе «Красный штамповщик», заводе деревообрабатывающих станков и даже на фабрике спортивного инвентаря. Он производился и на тегеранском пулемётном заводе в Иране, который получил от СССР техдокументацию, лицензию, необходимый парк станков и оборудования. Иранские автоматы отличались клеймом в виде короны.

Производство ППШ-41 во время войны.
Но был у ППШ и боевой побратим – ППС. Эта не менее уникальна боевая машина родилась в процессе войны в осаждённом Ленинграде. Казалось бы, по простоте и технологичности ППШ не превзойти. Однако оружейнику А. И. Судаеву это удалось: его пистолет-пулемёт, сохраняя все достоинства ППШ по части технологичности производства и эксплуатации, боевых качеств, получился на 1,7 - 1,8 килограмма легче – стало быть, требовал на изготовление в 2 раза меньше металла и ещё меньше трудозатрат. Его выпуск был развёрнут на Сестрорецком оружейном заводе, а изготовление отдельных комплектующих – на очень многих предприятиях города, вплоть до производственных артелей. В этом автомате отсутствовало громоздкое ложе-приклад (оно было откидным). Компактное оружие сразу же полюбилось танкистам, которым было гораздо удобнее пользоваться им в тесном пространстве боевых машин; разведчикам, которым сподручнее было ходить с ним в тыл врага; десантникам – из-за малого веса и меньших габаритов.

Бойцы РККА с автоматами ППС (Судаева)
Испытывая нужду во всём: от продуктов питания до материалов и энергии, осаждённый Ленинград произвёл до снятия блокады в январе 1944 года 46 572 штуки автоматов ППС, обеспечив ими Ленинградский фронт и отправляя малыми партиями на «Большую землю». После ликвидации окружения производство ППС было развёрнуто и на заводах внутри страны. За годы войны пистолетов-пулемётов Судаева было выпущено (всего) более полумиллиона экземпляров.

Флаг Победы над Рейхстагом. Боец-разведчик, водружающий знамя, вооружён автоматом ППС.
ППШ принял участие во всех без исключения сражениях Великой Отечественной, начиная от битвы за Москву осенью 1941-го, с ним освобождали Украину, Белоруссию, страны Восточной Европы, он дошёл до Берлина. Начиная с 1942 года рядом с ним всё увереннее прошёл теми же дорогами войны и его боевой побратим – ППС. «При поддержке автоматчиков роты И. А. Сьянова [лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов] водрузили над рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, ставший впоследствии Знаменем Победы», – написано в книге Героя Советского Союза И. Ф. Клочкова «Мы штурмовали рейхстаг». Установили на колонне, чуть позже разведчики той же дивизии Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария перенесли его на купол здания. На фотографиях водружения флага Победы мы видим этих людей с автоматами ППС, обычными для фронтовых разведчиков.

Памятные монеты Банка России с изображением автоматов ППШ-41 и ППС-43, оружия Победы.
За свои изобретения (конструкторская деятельность Георгия Семёновича Шпагина не ограничилась созданием ППШ: это и крупнокалиберный пулемёт ДШК, и сигнальный пистолет СПШ, и многое иное) выдающийся оружейник был награждён Сталинской премией, званием Героя Социалистического Труда, тремя орденами Ленина, орденами Суворова II степени и орденом Красной Звезды. Его коллега, Алексей Иванович Судаев – Сталинской премией, орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны I степени и медалями.

Автомат ППШ на памятнике «Стоять насмерть» (Мамаев курган, Волгоград) и памятнике Неизвестному Солдату в Трептов-парке (Берлин), крайних точках противостояния в Великой Отечественной войне.
Автомат ППШ был снят с производства в СССР в 1947 году, но ещё долго выпускался в Румынии, Венгрии, Китае, Северной Корее, Югославии и Хорватии. Автоматов ППС только в СССР после войны было выпущено втрое больше, чем во время её: полтора миллиона экземпляров. По лицензиям, а также пиратски копируя, их делали в Финляндии, ФРГ, Испании, Польше, Китае, КНДР, Грузии. Оба они приняли участие во всех почти войнах и конфликтах ХХ столетия. В некоторых странах они состоят на вооружении армии и/или полиции до сих пор.
На заглавном фото: конструкторы-оружейники Г.С. Шпагин (слева) и А.И. Судаев.
С начала проведения СВО, даже несмотря на ряд существенных успехов, в порядке вещей стали коллективные видеожалобы и обращения украинских вояк, сетующих то на нехватку оружия, то на дебильное командование, то на воров-командиров.
Во Львове, уничтожив захоронения советских военных на Марсовом поле, добрались до Холма Славы – последнего крупнейшего памятника советским воинам на западе Украины.
На Украине отметили День людоловов ТЦК, страну признали самой несчастной в Европе, раскольники плачутся, что православные священники не изменяют УПЦ.
Министр обороны ФРГ Писториус обещает продолжать поставки вооружения на Украину. Однако граждане Германии на антивоенных митингах требуют прекратить вооружать Киев.
Донбасс больше не будет чувствовать себя «бедным родственником», которого любят, но стесняются. Снисходительность больше неактуальна. Пожалуй, это главный итог проходящего голосования для ЛДНР.
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.













