В 1904 году японский посол вручил российскому министру иностранных дел Ламздорфу ноту о разрыве дипломатических отношении, а вечером 8 февраля японский флот без объявления войны атаковал порт-артурскую эскадру. Так началась русско-японская война – пожалуй, самая неудачная в истории России. В тоже время она стала символом русской истории начала XX века. С одной стороны - русские проявили чудеса мужества, с другой стороны, командный состав, за редким исключением, оказался не в состоянии не только оценить требований современной войны, но и подать войскам личный пример - как при обороне Порт-Артура, так и в Цусимском сражении.
В 1920 году уехал в эмиграцию великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин. Он отплыл из Одессы на французском пароходе «Спарта». Глубоко национальный писатель, Бунин понимал, что на чужбине ему будет тяжело – в моральном плане. Материально он был вполне обеспечен. Однако через несколько дней в Софии он стал совершенно нищим. Человек по-детски непрактичный, Бунин вез все свои сбережения в виде драгоценностей, помещавшиеся в одном ларце; банковские операции были вне пределов его разумения. Ларец украли в гостинице. С трудом Бунин и его жена добрались через Белград до Парижа. Конечно, всемирно известному писателю не пришлось голодать в буквальном смысле слова, как многим беженцам от революции и красного террора. В числе восьми самых известных русских писателей он получал пенсию от сербского короля, чаще, чем другим, ему помогали благотворительные фонды, но и у него жизнь на чужбине была скудной. На иностранных языках он издавался мало, небольшими тиражами и за небольшие гонорары. Ненадолго пришел к нему достаток после получения Нобелевской премии. Однако наивность, неумение отказать бесчисленным просителям из собратьев по изгнанию (а обращались к нему самые разные, часто незнакомые люди, в том числе и проходимцы) привели к тому, что премия очень быстро «растаяла». Сочувствующие парижане говорили, что Бунин никогда не смог бы так хорошо распорядиться деньгами, как его современник, знаменитый французский писатель Марсель Пруст, который выгодно вложил доставшееся ему наследство в акции шикарного публичного дома и всю жизнь кормился дивидендами.
Сегодня – день памяти поэта Николая Старшинова, десятая годовщина со дня его кончины. В 50-60е годы он заведовал отделом поэзии в журнале «Юность», руководил литературным объединением МГУ, в 70-80-е - редактировал альманах «Поэзия». Но, самое главное, всю жизнь писал согретые подлинной сердечностью стихи о любви, о женщине, о матери, о военной молодости, о дружбе…
Старшинов принадлежит к тому поколению, чья юность пришлась на тяжелые военные годы. Он родился в 1924 году в Москве, восьмым, самым младшим, ребенком в многодетной семье. Родители, сами не сумевшие получить полноценного образования, приложили все усилия, чтобы дети выросли людьми образованными. Сочинять стихи Николай начал с 12 лет и вскоре стал заниматься в литературной студии, где познакомился со своей будущей женой, Юлией Друниной, также ставшей известным поэтом.
В 1941 году Старшинов был призван в армию: сначала в пехотное училище, а затем, в 1943-ем, на фронт.
И вот в свои семнадцать лет
Я встал в солдатский строй…
У всех шинелей серый цвет,
У всех - один покрой…
…Иди в жару, иди в пургу.
Ну что - не по плечу?..
Здесь нету слова «не могу»,
А пуще — «не хочу».
На фронте поэт не расставался с пером и бумагой, печатался в армейских газетах. В бою под Спас-Деменском он был ранен и в 1944-ом демобилизован по инвалидности.
Тетрадь фронтовых стихов стала своеобразным пропуском в Литературный институт, который долгие годы оставался для Николая Старшинова вторым родным домом. Здесь молодой поэт написал свою первую книгу стихотворений «Друзьям», вышедшую в издательстве «Молодая гвардия» в 1951-ом. Затем, в пятидесятые же годы, последовали поэтические сборники «В нашем общежитии», «Солдатская юность», «Песня света». В шестидесятые - «Веселый пессимист», «Проводы», «Иду на свидание», в семидесятые и восьмидесятые - «Река любви», «Твое имя», «Я с тобой говорю», в девяностые - «Глагол», «Мои товарищи - солдаты», «Птицы мои» и другие…
Одним из увлечений писателя было коллекционирование частушек. Его подборки миниатюрных шедевров народного творчества поистине бесценны. Полвека собирал их Николай Константинович, результатом стали вышедшие в начале 90-х сборники «Частушки с картинками», «Разрешите вас потешить» и «Ой, Семеновна!»
В 1994 году были опубликованы литературные мемуары Старшинова - «Лица, лики и личины», а в 1998-ом, уже посмертно, книга воспоминаний «Что было — то было…».
Николай Константинович запомнился современникам как добрый, весёлый, жизнелюбивый человек, заядлый рыбак и душа компании. Его общительность привела к злоупотреблению алкоголем, в результате чего летом 1972-го ему пришлось даже проходить курс лечения в спецотделении московской больницы имени Соловьёва. Впоследствии он написал об этом юмористические воспоминания «Наше житие в «Соловьёвке», опубликованные в «Литературной России» в 1996 году.
6 февраля 1313 года – предполагаемая дата рождения одного из первых представителей гуманистической литературы ВозрожденияДжованни Боккаччо.
Многие поколения читателей во всем мире наслаждаются его романом "Филококо", поэмами "Филострато" и "Фьезоланские нимфы". Но вершиной творчества Боккаччо явился все же "Декамерон", обессмертивший его имя, - собрание ста повестей, рассказанных обществом из семи дам и трех мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами. Автор с необычайной широтой и проницательностью показывает реальную пестроту жизни со всем богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Герои новелл представляют самые разные социальные слои. Образы персонажей полнокровны, жизненны, это люди, которые ценят земные радости, в том числе и плотские удовольствия, считавшиеся с позиций церковной этики низменными. В «Декамероне» Боккаччо реабилитирует женщину, подчёркивает возвышающую нравственную сторону любви и в то же время зло высмеивает ханжество сластолюбие монахов и клира, проповеди которых нередко резко расходятся с их жизненным поведением.
Церковь резко осудила «Декамерон» как произведение безнравственное, наносящее ущерб её авторитету, и настаивала на отречении автора от своего детища. Испытывая душевные муки под этим нажимом, Боккаччо поведал о своих колебаниях Петрарке, который – на радость будущим поколениям - в своем ответном письме удержал коллегу от сожжения великого произведения.
255 лет назад - 6 февраля 1753-го года - родился виконтЭварист-Дезире Дефорж де Парни. Один из зачинателей "легкой поэзии", в противовес "высоким" жанрам классицизма он воспевал личные страсти и земные желания. Он был предтечей и крестным отцом романтиков.
В начале XIX века влияние Парни на молодую русскую поэзию было огромно. Ему подражали, его переводили Крылов, Баратынский, Батюшков, Вяземский, Давыдов. Парни был первым иностранным поэтом, которого открыл для себя лицеист Александр Пушкин.
Друзья, найду ли в наши дни
Перо, достойное Парни?
– писал он.
Многие стихи русских поэтов - по сути художественный перевод произведений Парни. Например, как эти строки из «Элегии» Батюшкова.
Как счастье медленно приходит,
Как скоро прочь от нас летит!
Блажен, за ним кто не бежит,
Но сам в себе его находит!..
В 1911 году родился Рональд Уилсон Рейган, 40-й президент США. Он начинал свою карьеру спортивным комментатором, а с 1937 года стал актером Голливуда. Рейган дважды избирался губернатором Калифорнии. В 73 года он выиграл президентскую кампанию у Джимми Картера, став таким образом самым старым президентом Америки за всю ее историю.
И десять лет назад – вечером 6 февраля 1998 года - в лос-анджелесской больнице от рака легких на 52-ом году жизни скончался гитарист и вокалист американской группы «Бич Бойз» Карл Уилсон. У постели стояли его жена Джина (дочь киноактера Дина Мартина) и двое сыновей, Джонэ и Джастин. Рак у музыканта определили давно, но несмотря на тяжелый курс химотерапии, он продолжал гастролировать, на тот год у «Бич Бойз» был запланирован большой тур по Америке.
Карл Уилсон был самым молодым участником коллектива. В свое время два старших его брата, Денис и Брайен, уговаривали 14-тилетнего Карла участвовать в выступлении на вечере в школе. Карл отказывался. Чтобы его задобрить, группу в тот вечер объявили как "Carl And The Passions" ("Карл и страсти"). Один из альбомов "Бич Бойз" 20 лет спустя отразил этот эпизод. У Карла был абсолютный слух, и высочайшее качество хорового пения группы - в основном его заслуга. Он также писал песни, занимался продюсированием.
Вклад «Бич Бойз», а значит и Карла Уилсона, в развитие мировой поп-музыки очень значителен. Многие их ранние песни стали стандартами, а «фирменный» вокал «Бич Бойз» повлиял на стиль таких групп, как «Куин», «Би Джиз», «АББА», «Тен Си Си»…
Читайте нас: