Лента новостей

19:04
Американский эксперт признала участие США в ударах по России
19:03
На фоне победы Трампа в США начались массовые отказы компаний от поддержки ЛГБТ
18:56
В ВСУ обнаружили большое количество извращенцев и патологический убийц
18:33
Признаки шизофрении выявили с помощью фМРТ
18:30
Почему в Лондоне и Париже заговорили об отправке войск на Украину
18:16
ВСУ ведут огонь по республикам Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 26 ноября
18:15
Минобороны РФ предупредило об ответном ударе за атаки ATACMS по ЗРК С-400 и аэродрому в Курской области
18:08
Политолог Мезюхо: Трамп не знает, что делать с Украиной и поэтому он молчит
17:58
Архангельскую область предложили сделать центром судостроительных компетенций
17:44
Нейробиологи выяснили, от какой части мозга зависит качество сна
17:28
Внезапный выход из Купянска, повторяется судьба Очеретино, «Импульс» пришёл в негодность — Горячая сводка с фронта 26 ноября 2024 г.
17:27
«Проваливай»: посол Британии, вызванный в МИД РФ из-за разведдеятельности сотрудника миссии, нахамил журналистам
17:26
«Угрожали вынуть глаз зубочисткой». Дубинский обвинил СБУ в убийстве американского журналиста
17:25
ВСУ ударили по автобусу в Новой Каховке. 4 пассажира погибли, 7 ранены
17:24
Литва жаждет отправить европейские войска на Украину. Великобритания против отправки своих солдат
17:15
ВСУ совершили покушение на главу Новой Каховки с помощью дрона
16:46
США, Япония и Филиппины готовят совместный военный план
16:44
Парагвайские отзвуки войны: русский реванш над немцами в сельве
16:37
Коломойскому не удалось вернуть Приватбанк в свою собственность
16:36
Более 23 тысяч украинских студентов старше 30 лет отчислили из ВУЗов, записав в уклонисты
16:35
В Китае экс-руководителя Bank of China приговорили к смертной казни за коррупцию
16:34
Умеров отправился в Южную Корею за вооружением
16:33
Президента Грузии 14 декабря впервые будет избирать не народ
16:24
При обстреле Новой Каховки погибли 4 человека
16:17
Румынии предлагают вложиться в украинский ВПК
16:14
Американские ВВС заказали еще 15 самолетов-заправщиков Пегас
15:45
В Евросоюзе обеспокоены наплывом украинских боевиков и оружия после завершения конфликта
15:44
Турция добивается от США снятия санкций с Газпромбанка. ЕС готовится к нефтяной войне с Россией
14:59
Обстановка в Курской области по состоянию на 26 ноября
14:37
Юрий Подоляка о ситуации в Курской области: медленный, но уверенный прогресс, последние новости на 26.11.2024
14:16
Google начала без спроса наполнять сайты «интересными сущностями» — ссылками на результаты поиска
14:11
Вооружённые силы России ушли из Купянска
13:38
Информационное эхо «Орешника»
13:26
Рубль упал до 105 рублей за доллар. Силуанов назвал, кому это выгодно
13:25
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 26 ноября
13:09
Британские разработчики показали возможности нового автономного подводного аппарата
12:47
ЕС выделил армии Иордании деньги на разведку
12:46
СВР России: англосаксы причастны к подрыву «Северных потоков»
12:44
Выбор элит Ирана по отношению к России
12:37
The Washington Post: Украина пытается купить Трампа энергоресурсами и полезными ископаемыми
12:36
Российские власти исключат «Талибан» из списка запрещённых организаций
12:30
Страх от Лондона до Варшавы: от новых ракет Путина нет средств защиты
12:27
Бортников заявил о создании на Украине теневого рынка оружия
12:14
Джон Шемякин про легизм, часть 2
12:12
Обстановка на фронтах: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 26 ноября 2024 года
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Переформатирование сознания. Российские западники

Переформатирование сознания. Российские западники



Ремонтные работы на железной дороге. 1874 г. К. А. Савицкий. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Трудная история человечества. Вот типичный портрет российского западника 20-х годов XIX века, восхищенного и увлечённого немецкой философией и романтической поэзией и потому считающего себя вполне свободно мыслящим и образованным. Но как таковых, по названию, западников в России тогда попросту не существовало. Просто все за редким исключением образованные люди в тогдашней России являлись... «западниками».

«Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал…»

Русская речь в обществе вообще была дурным тоном. И, кстати, победа в войне с наполеоновской Францией ничего не изменила. И лишь в конце 30-х – начале 40-х годов, когда в российском обществе стала утверждаться теории «официальной народности» и появились первые славянофильские кружки, таковых приверженцев «западных идей» назвали западниками. А на чаше весов общественного мнения «западничество» было противовесом славянофильству. И кто-то выбирал себе первое, а кто-то – второе… По воспитанию, происхождению, образованию, «душевной симпатии» и своему окружению.

А началось всё в 1839 году, когда «из Германии туманной» после обучения в одном из тамошних университетов домой в Россию вернулся молодой талантливый учёный Тимофей Николаевич Грановский. В то время в Москве как раз распространялись славянофильские идеи, и ему после просвещенной Германии они очень не понравились. Своему другу Станкевичу Грановский написал о славянофилах так:

«Ты не можешь себе вообразить, какая у этих людей философия. Главные их положения: Запад сгнил и от него уже не может быть ничего; русская история испорчена Петром I – мы оторваны насильственно от родного исторического основания и живём наудачу; единственная выгода нашей современной жизни состоит в возможности беспристрастно наблюдать чужую историю; это даже наше назначение в будущем; вся мудрость человеческая истощена в творениях святых отцов греческой церкви... Их нужно только изучать: дополнять нечего; всё сказано. Гегеля упрекают в неуважении к фактам. Киреевский говорит эти вещи в прозе, Хомяков в стихах».

Как видно из написанного, мнение о «загнивающем», а то и вовсе сгнившем Западе, распространялось ещё тогда. Позднее на эту тему в СССР даже появился известный анекдот, но тем не менее факт остается фактом – что-то уж очень медленно идет этот процесс и, кроме нас, никто этого особо и не замечает.

Переформатирование сознания. Российские западники

Т. Н. Грановский (1813–1855). Портрет работы П. З. Захарова-Чеченца (1845). Государственная Третьяковская галерея, Москва

Тогда же Грановский начал читать курс истории Средних веков в Московском университете и, хотя его самая первая лекция закончилась провалом (от растерянности и страха перед аудиторией он закончил её за пятнадцать минут!), он очень скоро сделался кумиром студенческой молодежи. К нему присоединились и другие недавно вернувшиеся из-за границы профессора, разделявшие его критическую оценку славянофильства.

Возникла группа единомышленников, в которую вошли историки С. М. Соловьёв и К. Д. Кавелин, литераторы В. П. Боткин, H. X. Кетчер, Н. Ф. Павлов в 1842 году, а также возвратившийся из ссылки в Новгород А. И. Герцен, а затем философ Б. Н. Чичерин. Многим импонировала даже сама внешность Грановского, носившая «печать изящества и благородства».


К. Д. Кавелин (1818–1885). Портрет кисти И. А. Астафьева. Государственный Эрмитаж

Причем уже тогда среди западников было много людей, которые от своей вынужденной лояльности к власти испытывали глубокие нравственные страдания. В своем дневнике тот же Герцен, например, писал о трагизме «нашего существования», и что, возможно, в будущем из него родится нечто новое. Ну, а вот слова В. Г. Белинского, стоявшего во главе кружка западников Петербурга:

«Мы должны страдать, чтобы нашим внукам было легче жить...»

При этом утешением западникам была их поистине безграничная вера в силу общественного прогресса, к которому так или иначе должна была приобщиться и Россия. Понятно, что николаевская монархия было далеко не лучшим местом для активной политической деятельности. Поэтому западники ею и не занимались. Но… постоянно спорили со славянофилами, борясь таким образом за умы людей.

Славянофил Юрий Самарин об этих спорах писал:

«При тогдашних условиях полемика печатная была немыслима, и, как в эпоху, предшествовавшую изобретению книгопечатания, её заменяли последовательные и далеко не бесплодные словесные диспуты... О политических вопросах никто в то время не толковал и не думал».

Интересно, что, кроме споров и раздоров, имели место и короткие периоды согласия с торжественным обедом в знак их примирения и лобызаниями в русском стиле. Но хватало согласия ненадолго.

Знакомыми событиями в истории западничества 40–50-х годов стали прочитанные Грановским публичные лекции по истории Средних веков и статьи Белинского в журналах «Отечественные записки» и «Современнике». Не имея какой-либо четко выраженной платформы, все западники сходились во мнении, что уважение к науке, равно как и просвещение, можно получить с Запада, а потому сближение с ним для России есть величайшее благо.


Б. Н. Чичерин. Портрет кисти В. О. Шервуда (1832–1897)

Но со временем появилась и она (платформа): С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин разработали принципы развития исторической науки в России. По их мнению, развитие Запада и России отличалось очень мало, но протяжённость земель, близость степей (и угроза со стороны кочевников), неблагоприятный климат – все это якобы и потребовало более активной роли государства, нивелировавшего качества отдельной личности. Отсюда идеи служения не столько самому себе, сколько государству и в первую очередь обороне страны, включая закрепощение крестьян и… «закрепощение дворянства». Лишь при Петре I, считали западники, в России возникает интерес к отдельной личности, а затем начался и процесс «раскрепощения дворянства» при его наследниках.

Соответственно доставалось славянофилам от западников и за их преклонение перед крестьянской общиной. Ничего путного якобы из нее вырасти попросту не могло – вот мнение западников, и… Достаточно почитать «Жизнь Ивана» (Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний) Ольги Семеновой-Тян-Шанской, изданную впервые в 1914 году, чтобы оценить, насколько они были в этом правы или нет.


О. Семенова-Тян-Шанская (1863–1906)

Положение несколько изменилось после 1855 года и смерти Николая I. Его сын Александр II узнал о своей стране сразу же много такого, что ему очень не понравилось. В частности, вернувшийся из Севастополя хирург Н. И. Пирогов рассказал ему об ужасающем взяточничестве и воровстве в армии. Александр не верил, но авторитет Пирогова был слишком высок, чтобы сомневаться в его словах. К тому же после падения Севастополя Александр совершил поездку в Крым и там на месте убедился в правоте его слов.

Так, Кавелин и Чичерин стали преподавателями наследника престола Николая Александровича; многие западники пополнили ряды земцев и стали активными участниками работы городских дум. Появилось множество их публикаций в журналах «Современник», «Русский вестник», «Голос Европы», в которых они не только пропагандировали европейский образ жизни, но призывали к развитию в России новых видов производства, транспорта и связи, а также ратовали за свободу торговли, требуя отмены таможенных пошлин.

В итоге все их идеи так или иначе были приняты. То, что ещё несколько лет назад почитали за вольнодумство, сделалось нормой жизни и, более того, официальной политикой государства. В общем, все вышло точно так, как об этом 15 января 1894 года написал Ф. Энгельс в своем письме к В. Боргиусу:

«Наука зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов».

Причем касается это не только технических отраслей знания, но и гуманитарных.

Окончательно рассорил западников и славянофилом Манифест от 19 февраля 1861 года. Западники посчитали, что главная цель общественного прогресса достигнута, и дальше все постепенно наладится само собой. Герцен заявил, «что народ царем обманут». Своих прежних друзей обозвал сволочью и объявил, что разрывает с ними все отношения.

Кавелин, называвший Герцена «первым человеком» в Европе, также в нем разочаровался, так как главным считал для России решение нравственных задач, а отнюдь не разрушение общества. На этом пути он подчеркивал свою близость к славянофилам, говорил, что человек, «близко к сердцу принимающий интересы страны, не может не чувствовать себя наполовину западником, а наполовину славянофилом».

Интересно, что славянофилы отличались подчеркнутой религиозностью, тогда как никто из российских западников не был глубоко верующим человеком, они относились к религии без пиетета, хотя обряды и соблюдали.

Но главное в том, что нарезные ружья, паровые корабли и железные дороги вкупе с освобождением крестьян подействовали на переформатирование сознания России гораздо сильнее, нежели все предыдущие споры верхушки российской интеллигенции и передового дворянства относительно выбора путей её дальнейшего развития.

Вячеслав Шпаковский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх