Лента новостей

11:11
«Дизельгейт» продолжается
11:10
Лукашенко выбрал не Россию
11:08
Трамп создает космические войска, а Россия быстро идет в другом направлении
11:07
«Черная дыра», которую больше всего боится НАТО
11:06
Роботы против дронов: Войну невозможно выиграть только силами авиации
11:05
Карасёв: Украина может войти в НАТО только после распада
11:03
«Заговор олигархов»
11:01
DEBKAfile: После срыва российско-израильских переговоров, российские ВКС начали воздушные атаки
10:55
Мэй угрожает Европе Путиным и требует денег
10:52
«Мы движемся к пропасти»: в конгрессе назвали срок дефолта США
10:47
Что стоит за словами Лукашенко о вхождении Беларуси в состав другого государства
10:44
Взломщики обороны. На что способны военные инженеры-штурмовики
10:41
Сирия: Военный рассказал, как выжил под ударом американской ракеты
10:40
У российских футболистов «агрессивно ищут» допинг. Наконец-то
22:37
Daily Star: «В Англии такого не встретишь». Россия завоёвывает сердца британцев
22:30
Бавария игнорирует Меркель
22:29
Российский план по Сирии провален. Война неизбежна
22:20
Ситуация накаляется: Иордания стягивает танки на границу с Сирией. Все идет по плану… Израиля
22:16
Максим Равреба: «Карпаты сбрили под ноль, прятаться бандеровцам больше негде»
22:13
Хватит обмана. Украина сама не развалится
22:11
Главковерх Порошенко рискует остаться вообще без солдат и страны
22:04
В двух шагах от победы: ключевая операция в Сирии – начата
22:02
Осторожно! Новый развод с «разбитым телефоном»
20:15
В Сирии боевики готовят новую провокацию
20:00
На страже безопасности: РКН на защите детей от противоправного контента
19:42
«Алые паруса» поразили иностранных болельщиков ЧМ в Петербурге
17:40
Украинский политик объяснил, чем могут обернуться для страны кредиты от МВФ
16:51
Times: американских школьников лишили 9 тыс. лет истории человечества
15:25
Пользователи социальных сетей осадили Гудкова за оправдание терроризма
14:12
В Европе назревает германский Brexit по британскому сценарию
14:06
Резолюция Молдовы о выводе российских миротворцев из Приднестровья: в чем интерес Кишинева
13:59
Успехи Бельгии и заключительная игра России в группе: чем запомнится вторая неделя ЧМ
13:52
Парад победного мая — знамение народной памяти
10:43
Россия, Турция и Иран снизили градус насилия в Сирии
10:34
Грузинская попытка купить лояльность Абхазии и Южной Осетии!
10:03
В Москве разыскиваются украинские болельщики
10:01
"Новый картель с русскими": ОПЕК+ увеличит добычу нефти
09:55
«Засветились». Секретные военные разработки, случайно преданные огласке
09:51
Мировой экономике пообещали новую катастрофу
09:49
Россия ответит на санкции С-500 (China.com, Китай)
09:41
Державная лодка разбилась о быт
09:39
Максим Шевченко: Я выступаю за полный национальный суверенитет нашей страны
09:35
Будет ли Россия осью Евразии или её обочиной
09:32
Изменит ли новая израильская ракета уравнение с Ираном и «Хезболлой»?
09:31
Обед, который спас мир от ядерной катастрофы
Все новости

Архив публикаций

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


» » Ми-10: первый «летающий кран»

Ми-10: первый «летающий кран»

Ми-10: первый «летающий кран»В производстве Ми-10 находился всего пять лет. Было выпущено лишь два десятка этих вертолетов. Последняя машина встала на вечную стоянку в 2009-м. Но до сих пор ее кодовое обозначение произносится кем-то с восхищением, кем-то с завистью, но никогда – равнодушно. Ми-10 стал легендой и остается ею по сей день. 

На нем было установлено восемь мировых рекордов. В том числе, к примеру, абсолютный мировой рекорд грузоподъемности 1961 года, когда 15 103 кг были подняты на высоту 2 200 м. Или рекорд 1965 года: тогда экипаж вертолета сумел поднять еще больший вес – 25 105 кг на недосягаемые для того времени 2 840 м. Но в историю Ми-10 вошел не только этим. 

Идея создания вертолета-крана появилась у конструкторов в 50-е годы прошлого века. К ней разработчиков подтолкнул успешный опыт использования таких машин для перевозки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Вертолету-крану не потребуется много топлива – он, как предполагалось, будет транспортировать товары на небольшие расстояния и невысоко от земли. Возможность «наруливания на груз» (вертолет должен садиться на него практически верхом) значительно ускорит и упростит работу, а главное, увеличит грузоподъемность как минимум на 20% по сравнению с аналогичными «фюзеляжными» вертолетами. 

Проектирование «летающего крана» началось в 1958 году по распоряжению правительства СССР. Согласно заданию, машина должна была транспортировать не менее 12 тонн на расстояние до 250 км, а на меньших дистанциях перемещать до 15 тонн грузов за раз. 

Под фюзеляжем предполагалось перевозить все: топливные баки, санитарно-операционные пункты, передвижные лаборатории и даже пассажиров – конечно, в специализированных контейнерах-салонах. Однако уже в ходе работы над проектом задание было дополнено: от конструкторов потребовали, чтобы вертолет смог нести крылатые и баллистические ракеты. Последнее и стало основной задачей Ми-10. 

«Летающий кран» создавался на базе Ми-6. От предшественника ему достались силовая установка, несущий и рулевой винты, трансмиссия, системы управления и гидравлика (за исключением особенностей, связанных с установкой гидрозахватов). Заново был спроектирован практически только фюзеляж. 


     


В кабину поместили специальную телевизионную установку с камерой под фюзеляжем – для упрощения операций «наруливания на груз» и наблюдения за ним в полете. В кабине также можно было перевозить либо сопровождающую груз команду численностью до 28 человек, либо груз до 3 тонн. Внутри фюзеляжа крепилась лебедка, способная поднимать груз массой до 15 тонн на высоту до 30 м. Особенностью конструкции Ми-10 был поворот части фюзеляжа и оси несущего винта относительно вертикальной плоскости кабины экипажа на 1°30˝ вправо, что обеспечивало одновременный отрыв колес при взлете и исключало возможность крена. А чтобы кабина и при стоянке располагалась горизонтально, правые опоры шасси сделали на 300 мм короче левых. 

Проектирование Ми-10 продолжалось в течение года. Первый опытный образец вертолета-крана поднялся в воздух 15 июня 1960-го. Вторую машину показали на воздушном параде 1961 года, она доставила к трибунам домик геологической партии. В том же году, как уже упоминалось в начале, вертолет установил свой первый мировой рекорд. Однако в серию Ми-10 пошел не скоро. Массово производить «летающий кран» начали лишь в 1964 году на Ростовском вертолетном заводе № 168 (ныне «Роствертол»). 

В 1965 году вертолет показали на авиационной выставке в Париже. В следующем машину приобрела голландская авиакомпания, у которой ее тут же перекупили американцы. В США вертолет успешно применяли на нефтепромыслах. 

Но в СССР судьба машины сложилась драматично. Специалисты военно-промышленного комплекса передумали использовать вертолет для перевозки ракет. Не особенно пригодился Ми-10 и в народном хозяйстве – ведь все грузы нужно было оборудовать специальными захватами, подходящими к его гидроподъемнику. Кроме того, крупногабаритные грузы создавали слишком большое воздушное сопротивление, массивное шасси сводило на нет преимущества облегченного фюзеляжа. Из кабины, расположенной слишком высоко, пилотам было мало что видно на земле, и телевизионная камера не сильно им в этом помогала. 




Проект быстро оказался на грани закрытия. С конвейера сошли всего 24 машины (часть которых была задействована в ходе Афганской войны 1979–1989 годов). В 1969-м серийное производство Ми-10 было прекращено. 

В 1974 году специалисты разработали гражданскую модификацию этой машины – вертолет Ми-10К, предназначенный для выполнения строительно-монтажных работ. Конструкторы отказались от гидроподъемника и внешней платформы, укоротили «ноги» (уменьшили высоту шасси), что снизило вес и лобовое сопротивление. Вместо телекамер вертолет оборудовали второй, подвесной, кабиной летчика и дополнительными рычагами управления. «Коротконогие» Ми-10К работают в народном хозяйстве до сих пор. 

«Роствертол» – российское авиастроительное предприятие, входит в холдинг «Вертолеты России». Завод основан 1 июля 1939 года. Авиатехнику производят здесь на протяжении более 70 лет, в том числе более 40 лет – вертолеты марки «Ми». В советский период предприятие носило наименование завод № 168, позднее – Ростовское вертолетное производственное объединение (РВПО). 






Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Ми-10: первый «летающий кран»"


Напишите ваш комментарий к статье "Ми-10: первый «летающий кран»"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх