Минобороны Польши: Россия готовится к войне
Новый «Белый лебедь» стал еще кошмарней для Америки
Aftenposten: Конфликт из-за Крыма и пропаганда
День ракетных войск и артиллерии отмечают в ВС РФ
Politico: Почему Путин обыгрывает Трампа
В артиллерийском соединении ЮВО интенсивность боевой учебы выросла на 20 процентов
Кто может отказать Путину?
Ким шалит?
Здесь и злодеи становятся дешёвыми шлюхами
Пациент готовит военный удар
Путин заставил Порошенко проглотить язык
Польша начала войну, а в Киеве её уже готовят к разделу
Илья Кива: Хочу, чтоб в Украине было так же, как при Путине в России
Этот день в истории - 19 Ноября
The Washington Post: Россия не зря потратила 50 миллиардов на Олимпиаду
Польское свинство: За что Варшава должна благодарить Москву
Berlingske: Россия отрицает использование допинга: угрозы, связанные с Олимпиадой, носят политический характер
За Бандеру: Польша перекрыла путь в Европу для грузов с Украины
Mashregh: Реформаторы не гнушаются никакими средствами
Одесса: Райкина прижали к стенке — «Чей Крым?»
Сто. Красного
Повторит ли аргентинская субмарина "Сан-Хуан" судьбу "Курска"?
Сорос объявил войну Порошенко
Турчинов ввергает Украину в страшный конфликт
Вятрович закатил истерику: Поляков готовят к союзу с Россией
Первый диверсант: в Беларуси задержали журналиста украинского радио
"У них всё точно так же" или немного о "бабуинах" и "майдаунах"
Videnskab: Когда наступит следующий ледниковый период?
"Гепарды" обзавелись "Мостиками", а "Илья Муромец" - картами
Как в отдельно взятом министерстве борются с терроризмом с помощью толерантности
Project Syndicate: Опасность навязчивых идей Германии
Как Украина сможет разбогатеть
Al Ahram: Первые рекорды ЧМ-2018
F-35 против С-400 и С-500: Атака с воздуха захлебнется
Как в Украине ищут «агентов России» и отжимают у них бизнес
Россия спрячет Крым от Украины за высоким забором
The American Conservative: Трамп — новый Горбачев?
Киеву осталось недолго испытывать русское долготерпение
Frankfurter Allgemeine Zeitung: Как жители Крыма видят мир
США избавляются от влияния России в Сирии
Как затуплялась сталь
Этот день в истории - 18 Ноября
Спецназ джихадистов захватывает большую часть бронетанковой базы под Дамаском
Американские моряки рассказали правду о ВМС: «Нас всех убьют»
Американцы превращают Украину в радиоактивную помойку

«    Ноябрь 2017    »
20212223242526

» » Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Ученые разгадали одну из загадок формирования шаровых молний

Шаровая молния

Шаровая молния всегда была одним из самых загадочных явлений природы. Это настолько редкое и непредсказуемое явление, что ученым до сих пор не удавалось поймать шаровую молнию в фокусе исследовательских приборов. И не так давно группе китайских исследователей, проводящих полевые эксперименты, касающиеся обычных молний, совершенно удалось зарегистрировать во всех подробностях процесс формирования и недолгого существования шаровой молнии. В состав научного оборудования, используемого учеными, входил прибор-спектрометр, который позволили получить спектр света шаровой молнии, на основании которого ученые выяснили, что в состав плазменного шара молнии входят химические элементы, находящиеся в почве, что является подтверждением одной из теорий о формировании шаровых молний.

Как правило, шаровые молнии возникают во время сильных гроз. Они могут быть разного размера, начиная от размера мяча для гольфа и заканчивая несколькими метрами в диаметре. Эти шары плазмы, плавающие в воздухе и излучающие интенсивный свет, существуют в течение от одной секунды до десятков секунд времени. В некоторых случаях шаровая молния может представлять опасность для окружающих, в истории известно множество случаев поджогов зданий и нанесения ущерба людям шаровыми молниями, некоторые из которых приводили к летальному исходу.

В настоящее время имеется множество различных теорий, объясняющих факт возникновения шаровых молний, разнящихся степенями правдоподобия. Пылающие шары плазмы были созданы искусственно в лабораториях при помощи интенсивных лучей микроволнового излучения или сильных электрических зарядов. Но такие лабораторные эксперименты не имеют отношения к процессам формирования шаровых молний в естественных условиях, в условиях, о которых было практически ничего не известно до последнего времени.

Одна из популярных теорий о формировании шаровых молний гласит о том, что когда обычная молния ударяет в землю, высокая температура и электрический заряд в точке удара испаряют и поднимают в воздух некоторый объем грунта, который превращается в плазму, в которой находится некоторое количество кремния. Углерод, который находится в составе многих химических соединений, находящихся в почве, лишает силикатные соединения кислорода, создавая газ из возбужденных атомов кремния. Эти атомы объединяются друг с другом и формируют крошечные кремниевые наночастицы, которые, паря в воздухе, интенсивно реагируют с атмосферным кислородом, попросту сгорают, выделяя большое количество тепла и света. И если такое происходит на самом деле, то в спектре испускаемого шаровыми молниями света должны прослеживаться четкие подписи кремния и других химических элементов, находящихся в почве.

Спектр света шаровой молнии

Именно об обнаружении четких спектральных линий некоторых химических элементов в спектре света шаровой молнии объявили ученые из Северо-западного Нормального университета (Northwest Normal University) в Ланьчжоу, Китай. Они установили свое научное оборудование в районе плато Цинхай, располагающегося на северо-западе Китая, с целью исследования обычных молний. И во время сильной грозы в июле 2012 года они увидели, что сразу после удара обычной молнии образовалась шаровая молния. Это произошло на удалении 900 метров от точки расположения научного оборудования и ученым удалось записать видео и спектр света с помощью быстродействующих камер и спектрометра.

Зарегистрированная шаровая молния визуально имела вид шара, диаметром 5 метров, хотя фактический размер шара плазмы был намного меньше. Молния существовала около 1.6 секунд времени и за это время ее цвет изменился от белого до красного. Исследователям удалось заметить, что высота, на которой находилась молния, была равна приблизительно трем метрам, а по горизонтали молния преодолела расстояние около 10 метров.

Произведя анализ спектра света шаровой молнии, исследователи увидели четкие спектральные линии кремния, железа и кальция, элементы, которые в изобилии находятся в составе почвы в данной местности. Исследователи ожидали увидеть также спектральные линии алюминия, который также находится в больших количествах в составе минералов почвы, но, как это ни удивительно, спектральный анализ показал полное отсутствие атомом алюминия в плазме шаровой молнии.

"Я считаю, что китайским исследователям удалось совершить уникальное наблюдение, демонстрирующее весь процесс формирования и существования шаровой молнии определенного типа" - рассказывает Мартин Умен (Martin Uman), ученый из университета Флориды, специализирующийся на изучении молний и других атмосферных явлений, - "В прошлом было много исследовательских программ в этой области, но ученым удавалось запечатлеть на видео или на фотоснимках лишь обычные и вторичные грозовые разряды, никому из них не довелось наткнуться на шаровую молнию".

"Наблюдения китайцев указывают на то, что шаровая молния состоит из грязи в буквальном смысле" - рассказывает Мартин Умен, - "И эти наблюдения являются подсказкой для попытки создания настоящей шаровой молнии искусственным способом. В ближайшем будущем мы, совместно с нашими китайскими коллегами, попытаемся воспроизвести все условия в лаборатории и создать реальную шаровую молнию".

Источник