«Битва между братьями Горациями и Куриациями». Фрагмент фрески. XVI в. Капитолийский музей. Рим. Италия. Фото автора.
В 2016 г. эта и другие фрески Капитолийского музея были отреставрированы при поддержке А. Усманова, выделившего 500 тыс. евро.
В этой статье речь пойдет о влиянии религиозных воззрений на военное дело Рима, с учетом особенности социально-экономического развития города-государства.
Ранняя история Рима – это период родового общества и территориальной общины. С ростом государства наступил кризис территориальной общины, которая уже не соответствовала развитию Рима. Распад территориальной общины произошел в ходе гражданской войны, в результате которой была изменена форма управления государством, начался имперский период римской истории.
Религиозные представления общества изменялись на всем протяжении существования Рима, вплоть до принятия христианства.
Не существовало единой римской религии, о которой нам известно из школьных учебников. Изменения происходили не только во времени, но и в пространстве, они зависели от регионов, социальных групп и моды.
Легион, который в начальный период истории Рима был формой ополчения всех римлян, исполнял на войне все городские религиозные обряды.
Постепенно, особенно перед кризисом I в. до н. э., легион становится отдельной структурой от города, он перестаёт быть народным ополчением, превращаясь в профессиональную, закрытую структуру.
Но обо всем по порядку.
Начало
Рим был создан как военный лагерь, место, определённое богами.
С научной точки зрения в создании Рима или его общины мы наблюдаем слияние латинских родов и пришлых общин, которые станут основой плебейской части Рима. Это давало повод соседям говорить о римлянах, с одной стороны, как о сборище преступников, а с другой стороны, как о воинах в военном лагере.
Италийский воин. IV в. до н. э. Лувр. Париж. Франция. Фото автора
Рим периода его основания Ромулом – это племенной центр с царем-жрецом, царем-военным вождем. Рим был племенным центром союза племен, состоящих из триб: Титии, Рамны и Луцеры. Трибы, в свою очередь, состояли из родов, во главе которых стояли отцы, патриции, они же старики – «сенаторы». Царь – это племенной вождь, власть которого, как и во всех аналогичных обществах, была не абсолютной и безграничной. Самого Ромула, parens Urbis, по одной версии, убили недовольные родовые вожди, «сенаторы», официально же он вознёсся на небо. Что знаменательно для общества этого периода: глава племени, Ромул, продолжил защищать свое племя, но уже в божественном обличье. Особенно важно для военизированного римского общества, что его вознесение произошло не абы где, а на военной сходке всех граждан.
Нам нужно понимать, что для человека и общества того периода религиозность была не частью жизни, а это, собственно, и была сама жизнь.
Жесточайшее соответствие формы, формализм, скрупулёзное и детальное повторение обряда и магических действий, важнейший фактор этого существования. Кстати, в наши дни бабушки в церквях придерживаются такого же формалистического подхода. Отношение с божествами в Риме носили, с одной стороны, крайне примитивный, но с другой стороны, формально-договорной характер. Это отношение к божествам являлось магическим: в случае выполнения обетов и обязательств считалось, что благосклонность богов обеспечена.
Из этого формально-договорного характера отношений с божествами берет свое начало и знаменитое римское право. Жрецы и были первыми юристами. Малейшее отклонение от соблюдения установленного обряда или правила вело к беде.
Цари и боги
Сам же Ромул (753–717 гг.), как нам известно, был рожден от Марса, а выкормила его – волчица – священное животное Марса.
Многие исследователи утверждают, что быть вождем в это время, значит или сильно походить на бога, или быть практически богом. Нума, второй царь после Ромула, мог вызывать гром. Цари Альбы, материнского города для Рима, вели свой род от Юпитера Лацийского, возможно, сам легендарный царь Латин, когда отошел в мир иной, стал Юпитером Лацийским. А его храмом была священная роща.
Карта храмов древнего Рима
Ромул, как сообщает Плутарх, в молодости, кроме борьбы с разбойниками и ворами, любил выполнять священные обряды и гадать о будущем.
Прокул из рода Юлиев по смерти Ромула сообщил «квиритам» – народу-войску о том, что он встретился с Ромулом и тот сообщил ему, что Рим должен стать владыкой мира:
«А посему пусть будут усердны к военному делу, пусть ведают сами и потомству передают, что нет человеческих сил, противостоять римскому оружию».
В римской аббревиатуре, которую можно и сегодня видеть в Риме, S.P.Q.R., Q – означает квиритов, происходит, возможно, от термина «копьё», важнейшего и даже культового оружия этого периода.
Плутарх писал, что «квирис», возможно, копье или дротик в древности. Он сообщал, что изображение Юноны на острие копья, называлось Квиритидой, копье, водруженное в Регии, называлось Марсом, это и был, собственно, бог Марс. Лучших воинов награждали копьем, при объявлении войны в сторону неприятеля жрец метал копьё. Большинство воинов и сражались копьями, и носили это оружие на сходках в ранний период – народных собраниях. Недаром бог копьеносец-воитель, он же бог народного собрания – был Квирин. После смерти Ромула его культ был объединён с культом Квирина. Что неудивительно, так как для родового строя Ромул был вождь-воитель, стоящий во главе народного собрания.
Все государства индоевропейских этносов складывались на путях войны. Ромул, основав свой город, тут же воздвиг «храм» воинственному Юпитеру. Я взял храм в кавычки для того, чтобы не было ассоциаций с храмом в нашем представлении или с античным храмом, как мы его знаем и представляем, первый храм греческой постройки в Риме появится приблизительно через 300 лет.
Дубы и дубовые рощи были «храмами» Юпитера. После победы над сабинянами Ромул принес «тучные доспехи» (opimia) их вождя к священному дубу, определив здесь место для храма Юпитера Феретрийского, Сражающегося, первого римского храма. Он повелел посвящать все «тучные доспехи» побежденных вождей врагов Юпитеру Феретринскому:
«Чтобы сделать свой обет как можно более угодным Юпитеру, – сообщает Плутарх, – и доставить приятное и радостное зрелище согражданам, Ромул срубил у себя в лагере огромный дуб, обтесал его наподобие трофея, потом приладил и повесил в строгом порядке все части оружия Акрона, а сам нарядно оделся и украсил распущенные волосы лавровым венком. Взвалив трофеи на правое плечо и поддерживая его в прямом положении, он затянул победный пэан и двинулся впереди войска, в полном вооружении следовавшего за ним, а гражданские встречали их, ликуя и восхищаясь. Это шествие было началом и образцом дальнейших триумфов».
Вопрос о «тучных доспехах» остаётся открытым, что значит «тучные доспехи» определить трудно, но после Ромула в храм попало только два аналогичных доспеха, как сообщает Тит Ливий, после победы над веянами (их город находился в 18 км от Рима) Авла Корнелия Косса и победы Марка Клавдия Марцелла над галлами в 222 г. до н. э.
Никакие победы в войне не происходили без обращения за помощью к богам, с такими просьбами мог обращаться только лично царь. Так, когда сабиняне захватили крепость Рима, Ромул обратился к Юпитеру. Он обещал возвести ему еще один храм, конечно же, отражавший военную ситуацию, Юпитера, Останавливающего врага – «Становителя» (Stator).
В условиях, когда ранний Рим был окружен враждебными «городами»-общинами, кроме воинственной римской общины, именно «боевые» божества обеспечивали существование римлян. А вся деятельность общины Рима на войне была пронизана религиозностью. Первым, как и у других индоевропейцев, был бог молнии Юпитер или Зевс, или Перун. В первом маленьком римском храме Юпитера находился лишь кремень и скипетр, изображения бога не существовало, т. е. римляне еще не придавали своим божествам антропоморфного вида. Символом Юпитера в период отсутствия его изображения в человеческом виде была каменная стрела.
Римское божество земли, Марс, постепенно стал богом войны, а Янус, небесное божество, как писал Варрон (ум. в 27 г. н. э.), или даже, возможно, ипостась Юпитера, о чем писал Св. Августин (354–430 гг.), уже при втором царе Нуме становится связан с войной. Царь воздвиг храм «отца» Януса. Если двери храма были закрыты, Рим не вёл войны, когда открыты – вёл.
Дверным и двуликим божеством Янус стал впоследствии, а не был первоначально. Храм этот Нума закрыл, так как договорился о мире с соседями, после него храм был закрыт при консуле Тите Манлии после окончания 1-й Пунической войны в 241 г. до н. э. и при цезаре Августе, после битвы при Акции в 31 г. до н. э.
Параллельно с мужскими божествами существовали и женские воинственные божества. Исследователи связывали их наличие и поклонение им с пережитками матриархата, которые мы встречаем у всех этносов на этой стадии, например, у восточных славян или арабов. Культ Юноны Спасительницы был настолько значим, что ей приносили жертву сами преторы (консулы с V в.), а не жрецы. Она изображалась облаченной поверх одежды в козью шкуру, козья голова как шлем натягивалась на голову, со щитом и копьем в руках. Культ Ювенты (Юности) был связан с младшими призывными возрастами и месяцем июнем. Ранний легион делился на сеньоров и юниоров. Такое деление в Риме и Византии дошло и до конца VI в., правда, принцип уже был иной. Юниорами были ополченцы с 17 до 45 лет, сеньорами с 45 до 60 лет. Ювента была покровительницей как раз молодых воинов.
Гадание и войны
Важнейшим фактором подготовки к сражению у ранних римлян, а потом и долгое время в истории Рима, было гадание.
Как мы писали, сам Ромул, как представитель общины перед Богами, гадал, этим же занимался и второй царь. Гадателями в Риме называли авгуров, наименование которых происходило от птицы, хотя толковали они не только по «птичьим», но и по иным знамениям. Известно, что братья Ромул и Рем «были выбраны» с помощью знамения: к первому прилетело 12 коршунов, а ко второму – 6. Отметим, что многие античные авторы сомневались в этом, но для нас важнее, что эти действия происходили.
Авгуры не предсказывали будущее, а определяли – благоприятное или неблагоприятное знамение посылают боги. Порядок размещения и освящения палатки для авгуров, которые из отверстий наблюдали за птицами, строго соблюдался. И производился, насколько можно судить, перед каждым военным походом.
А вот знанием в гадании по внутренним органам животных римляне и их священный царь не обладали. Для этого до самого начала республики они приглашали гаруспиев из этрусков. В дальнейшем гаруспии состояли и при легионе.
Знаменательно, что когда во время 2-й Пунической войны в 208 г. до н. э. консул Марк Клавдий Марцелл собрался сделать всего лишь разведку (!) холма с отрядом всадников из вольсков и этрусков, то он послал за прорицателем для принесения жертвы и гадания по её внутренностям. У первого животного печень была без «головки», у второго – с огромной «головкой». Это серьезно встревожило прорицателей, но Марцелл счел, что плохое знамение отменено хорошим.
В результате оба римских консула во время разведки попали в засаду и погибли. Конечно, они погибли вследствие военной неудачи и того, что карфагеняне устроили засаду на пути всадников, но суеверные римляне считали по-другому. Чтобы не быть голословным, приведем на этот счет Плутарха, который рассказал о том, как после поражения при Требии от Ганнибала диктатором был назначен в 217 г. до н. э. Фабий Максим Кунскатор. Он, сделав распоряжения по поводу начальника конницы, приступил к жертвоприношению богам:
«Потом он воздал должное богам, как нельзя лучше приступая к исполнению своих обязанностей: он внушал народу, что причина неудачи – не трусость воинов, а нерадивое, пренебрежительное отношение полководца к божеству, призывал не страшиться противника, но умилостивить и почтить богов и при этом не суеверие вселял в души, но храбрость и доблесть укреплял благочестием, добрыми надеждами на богов изгоняя и ослабляя страх перед врагами».
«Жертвы войны»
Но кроме предсказания по знамениям, перед битвой в обязательном порядке, а традиция эта сохранилась на протяжение всего Римского дохристианского периода, приносили жертву. Конечно же, это делал и первый царь, Ромул. Да и самого Ромула, возможно, сенаторы не просто убили, а принесли в жертву, как предполагают некоторые исследователи. Когда в Риме появился культ первого чужеземного божества, опять же, воинственного бога Геркулеса, Ромул принес ему в жертву отборную корову, организовав жертвенный пир, и назначил жрецов.
Смысл некоторых военных и сакральных понятий того времени существенно отличается от нашего. Термин «жертва» значит сегодня ненужные потери на войне, а у римлян он имел иной смысл.
Жертвы на войне у римлян, это прежде всего принесение на алтарь победы трупов врагов в качестве подношения богам, выполнение обетов и обещаний богам, убийство врага, исключительно во имя бога. В поединке братьев со стороны римлян и альбанцев, оставшийся в живых один из троих братьев, римлянин из рода Горациев, убивает всех Куриациев:
«Двоих я принес в жертву теням моих братьев, третьего отдам на жертвование того дела, ради которого идет эта война, чтобы римляне властвовали над альбанцами».
А Гораций Коклес, который охранял Свайный мост, в тот день, когда на него совершил налет царь этрусков Парсена, в одиночку сдерживал натиск противника, пока остальные римляне уничтожали этот мост, единственный путь на Рим. После чего он в полном вооружении, скорее всего в льняном доспехе, бросился в реку, передавая себя в руки бога реки Тибра:
«Отец Тибр! Тебя смиренно молю: благосклонно прими это оружие и этого воина!»
Но сам он смог спастись. Этот обычай принесения жертвы просуществовал весь римский период, иногда человеческие жертвоприношения совершались не в бою, а перед ним, особенно в критические моменты истории или суровых войн. Так сенаторы, отцы Рима, принесли себя на алтарь победы, и были убиты галлами в своих домах в 390 г. до н. э., перед смертью поразив воинственных галлов своим величием.
Жертвоприношение Марка Аврелия у храма Юпитера на Капитолийском холме. Барельеф. XVI в. Капитолийский музей. Рим. Италия. Фото автора
Хотя Тит Ливий утверждал, что человеческие жертвоприношения не свойственны римлянам, но они периодически приносились у святилища Геркулеса. После поражения в битве при Каннах в 216 г. до н. э. у храма Геркулеса на Бычьем Рынке были закопаны мужчина и женщины из галлов и греков.
Гладиаторские бои можно также связать с этим обрядом, первые бои были устроены в 264 г. до н. э. Децимом Юнием Брутом во время погребального обряда своего отца на Бычьем Рынке. В 216 г. до н. э. во время погребального обряда консула и авгура Марка Эмилия Лепида сражалось 22 пары. Позднее гладиаторские бои из сакрального жертвоприношения станут зрелищным развлечением для римлян.
Переговоры
Ведение переговоров и согласование договора, объявление войны и мира – всё это было не отделено от религиозной жизни римлян и связано системой обрядов. Как заключался договор, об этом рассказал Тит Ливий. Договор заключали альбанцы (город Альба Лонга) и римляне. Во время произнесения слов договора Ромул сказал, что, если римляне нарушат договор, их должен наказать Юпитер так же, как жертву, при этом он убил жертвенным кремневым ножом кабанчика.
Вначале договора заключали сами цари, главы общин, но со временем эти обязанности, как и многие другие, связанные с отправлением культов, были переданы жрецам. С ростом управленческих задач они попросту не справлялись со всеми церемониями, ритуалами и действиями.
Эту реформу античные авторы традиционно приписывали царю Нуме. На деле это было не совсем так. Скорее всего, процесс занял длительное время и был связан, как с борьбой родов за право быть причастным к взаимоотношениям к богам, так и росту обязанностей у самого вождя, когда для многих действий просто не оставалось времени. Мы видим, что даже в ходе первоначальных завоеваний Ромул (или «коллективный Ромул») создал большое количество храмов, религиозных церемоний и т. д.
Мы уже писали, что многие факторы из ранней римской истории свидетельствуют о том, что власть царей была далекой от абсолютной, сама легенда об убийстве Ромула свидетельствует об этом, не мог сам царь и начинать войн, без согласия родовых вождей, сенаторов и голосования всего народа.
Нума, который предполагал, что военные функции царя не всегда будут позволять ему совершать сакральные действия, передал право безотлучно находиться при Юпитере и совершать ему жертвоприношения жрецу-фламину Юпитера. Фламину Юпитера было предоставлено царское курульное кресло и, скорее всего, царская одежда. Но за царем еще остались сакральные функции.
Здесь следует отметить, что атрибуты царской власти четко повторяли атрибуты Громовержца. Цари Альбы Лонги, а потом и Рима, носили венки из дубовых листьев, тогу а-ля Юпитер, скипетр или жезл божества. Так же поступали позднее и консулы, и императоры.
Юпитер, как и царь на земле, не правил единолично, зеркальность ситуации была очевидна. Поэтому рядом с фламином Юпитера были фламины Марса и Квирина. И именно им было поручено ведать ритуалом объявления войны и мира. «Вербенарий» нес на голове кусок дерна с травой «родной земли», рядом с ним был жрец, «исполняющий обязанности» Отца отечества.
Этот обряд был у всех италийцев, а Анка Марций, четвертый царь, позаимствовал его у племени эквиколов. Все римские боги «участвовали» в этой процедуре:
«Посол, придя к границам тех, от кого требуют удовлетворения, покрывает голову шерстяным покрывалом и говорит: «Внемли, Юпитер, внемлите рубежи племени такого-то (тут он называет имя); да слышит меня Вышний Закон. Я вестник всего римского народа, по праву и чести прихожу я послом, и словам моим да будет вера!» Далее он исчисляет все требуемое. Затем берет в свидетели Юпитера… Если он не получает того, что требует, то по прошествии 33 дней он объявляет войну так: «Внемли, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги небесные, и вы, земные, и вы, подземные, – внемлите! Вас я беру в свидетели тому, что этот народ (тут он называет, какой именно) нарушил право и не желает его восстановить».
Эти действия во время переговоров с вырванной травой или дерном имелись и у саксонцев, у скандинавов. У русских использование сделок с дерном просуществовало аж до XIX в.
Итак, предвоенные переговоры состояли из трех действий: первое – требование удовлетворения или возмещения, второе – через 30 дней, призыв в свидетельства богов, третье – через три дня после того, как народное собрание утвердит решение Сената о войне, объявить войну. Когда границы Рима расширились, и объявление войны стало невозможным на границах, это стали делать из определённого места в городе. Аппий Клавдий Слепой создал храм в 296 г. до н. э. в честь богини войны – Беллоны.
Как писал Овидий в «Фастах»:
Утро дважды пройдет, и дважды Феб засияет И увлажнится посев утренней дважды росой, – В пору Тускской войны в этот день посвящен был Беллоне.
Теперь здесь в сторону специально выделенного «вражеского» участка земли жрец фециал бросал копьё.
В 427 году перед началом войны с Вейей, большим этрусским городом, нужно было послать для объявления войны фециалов, война откладывалась из-за плохих знамений и страха перед богами. Но фециалы все же озвучили свое требования к этрускам. Когда началась война, военный трибун с консульской властью Авла Корнелий Косс убил царя вейян Ларта Толумния и посветил его «тучные доспехи» Юпитеру, совершив триумф.
Триумф
Триумф в этот период, да и позднее, это военно-религиозное шествие. Он претерпел значительные изменения на протяжении существования римского государства, но религиозная основа этого действа сохранялась всегда.
Цари совершали триумфы пешком. А первый триумф на колеснице из четырех белых коней совершил претор (консул) Валерий после победы над этрусками в период борьбы Рима с царской властью. Процессия начиналась за городом, на Марсовом поле. Шествие шло через Триумфальные ворота, Фламиниев и Большой цирк.
Территория большого цирка. Рим. Италия. Фото автора
Вокруг Палантина, по Священной улице на Капитолий к храму Юпитера. Раб держал венок, в поздний период – золотой, над головой триумфатора и шептал ему на ухо: «Оглянись и помни, что ты – человек».
Данное действие было связано с тем, что римляне, во-первых, боялись возврата царской власти, царя, который пытался представлять из себя Юпитера, во-вторых, дабы гордыней не раздражать Юпитера. С этой же целью воины, идущие в триумфе, пели не только победные гимны, но и «частушки», осмеивающие полководца. Вся церемония триумфа была пропитана подражанием Юпитеру и связана с ним. Триумфатор приносил на Капитолии жертву Юпитеру, а позднее – и золотую корону, которая была у него на голове. Далее – он передавал храму часть добычи. И заканчивалось действо пиром, который, как мы знаем, был частью жертвоприношения богу и важнейшим языческим действием у многих индоевропейских народов.
Богослужебный царь
После свержения царя власть перешла к двум избранным на год «царям» – преторам или предводителям, которые позднее станут консулами. Естественно, встал вопрос: как без царя будет происходить взаимодействие римской общины и богов. Для соблюдения установленного обычаем взаимодействия с богами был введен, наряду с существующими уже жрецами и верховным жрецом, понтификом, богослужебный царь (rex sacrorum). Он подчинялся понтифику. Это классический пример применения магии или гомеопатической магии, основанной на связи идей по сходству.
Итак, военные функции были переданы избираемым «предводителям», преторам, сакральные – царю-жрецу.
Юпитер. I в. ГЭ. С-Петербург. Россия. Фото автора
В раннюю римскую историю, в период распада родоплеменных отношений и формирования соседской территориальной общины вся жизнь римлян была проникнута религиозностью. Война была важнейшей частью жизни этого периода, и все действия на войне были связаны с представлениями людей о религии. Без религиозных отправлений, жертвоприношений, обетов и гаданий не происходило ни одного действия, ни в жизни, ни на войне. Исторические источники не всегда сообщают нам об этом, так как эти действия были само собой разумеющимися, а вот о нарушениях или несоблюдении этих обрядов, или их не точном и детальном соблюдении, мы узнаем из исторических памятников. Такую же ситуацию, но с учетом изменений в социальную структуру Рима, мы будем наблюдать и в дальнейшем.
И если для нас поражение на войне и анализ его всегда имеет, прежде всего, рациональное объяснение, то для людей того периода поражения чаще всего имели иррациональные объяснения.