До войны Сараево, столица Боснии и Герцоговины СФРЮ, был городом красивым, богатым и благополучным. 530 тысяч населения, в 1984 году в городе провели Олимпийские игры, еще более украсив и облагородив его. Казалось, экономически развитому региону ничего не грозит, а будущее безоблачное, но в 1991 году начался распад Югославии, и рвануло.
Проблема была в том, что Босния – это огромный микс из сербов, хорватов, боснийцев, православных, мусульман, католиков... Если моноэтнические и монорелигиозные республики ушли относительно мирно, то Босния, на которую претендовали все, стала ареной жутких боев. Неудивительно, если посмотреть цифры там: мусульмане – 44 %, хорваты – 17 % и сербы – 31 %.
Причем руководители всех трех общин были предельно радикальны – мусульмане мечтали о евроисламе и переселении в Боснию 5 миллионов мусульман, хорваты – о новом движении усташей, а сербы – о присоединении заселенных ими земель к Югославии. В итоге быстро в ход пошло и
в квартале Башчарчия расстреливают сербскую свадьбу.
Дальше – больше, когда жители Сараево вышли на улицы за мир, неизвестные снайперы открыли по митингу огонь. Между кварталами стали строить баррикады... Части бывшей Югославской армии были укомплектованы в основном сербами и перешли на их сторону. Начался исход сербов из города и его осада сербскими войсками.
Эта осада продлится почти четыре года. Город регулярно обстреливали, там работали снайперы, два сараевских небоскреба попали под артудар... Мнений об этой осаде есть два. Сербское мнение:
«Если начнется пробиваться истина о том, что Сараево в период 1992–1995 годов не было осаждено, а – разделено: существовал жесткий внутренний обруч в городе, что не позволяло гражданским покинуть Сараево, где массовому террору подвергалось сербское население, то весь миф может развеяться. А за ним и все остальные».
И мусульманское мнение: оно простое – сербы вели геноцид мусульман. Истину, по моему убеждению, искать надо посередине, были палачи у мусульман:
Вплоть до осени 1993 года в рядах мусульманской армии в Сараеве воевали несколько военизированных криминальных групп, возглавляемые довоенными криминальными лидерами. Они терроризировали гражданское население.
Надо уточнить процитированное, они терроризировали сербское население по национальному признаку. Но сербы в ответ далеко не всегда сдерживали себя, и это тоже факт, спустя год после войны взаимная ненависть была запредельной. В итоге сложилась ситуация, когда сербская армия, подкрепленная добровольцами из многих стран, город взять не могла, а мусульмане, подкрепленные добровольцами из многих мусульманских стран, не могли прорвать блокаду.
Город продолжал жить – мусульмане снабжали город (в основном воинские части) через подземный туннель, ООН, контролируя аэропорт, завозила гуманитарную помощь. Тем не менее было голодно, не хватало основного. Бывший одним из лучших городов Европы – превратился в ад. И Дейтонские соглашения, при их ущербности и временном характере, все восприняли с облегчением. Сами соглашения создавали предельно странное образование – полунезависимые республики Сербская и Хорватско-мусульманская федерации. У нее три президента от каждой из общин и правят по году. По сути, вышла договорная конфедерация с неясным будущим.
Уроки Сараево
Самый главный урок этой осады банален – винтовка рождает власть. Сыты и обеспечены комбатанты, неплохо чувствуют себя бандиты, которые сами берут все потребное, и которые, при параличе правоохранительных органов, практически безнаказанны. А вот мирное население – жертвы, причем для всех сторон, как осаждающих, так и защитников, как и для ОПГ.
Второй урок – роль СМИ. Именно война в Боснии показали, что камера – тоже оружие. Делая фото и видео реальных жертв и реальных боев можно правильно расставлять акценты и транслировать то, что выгодно. Но такие действия жертвы только умножают и усиливают панику населения, живущего под постоянным эмоциональным давлением.
Третий урок – беженцы. При всей показной заботе сторон по большому счету люди с пустыми руками и психоэмоциональными травмами никому не нужны в любом конфликте.
Ну и главный урок – победа не делает всё лучше автоматически. Сейчас в Сараево проживает половина от довоенного населения, не все разрушения устранены, а тот уровень, который имел город до войны, никогда не будет достигнут в будущем. Проиграли все. Причем большинству мирных жителей эта война была не нужна, но их не спрашивали. Ради эфемерных идей погибли люди, их не разделявшие.
Роман Иванов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: