Первые несколько десятилетий кинематограф именовали Великим немым — фильмы шли без звука, и ученые разных стран бились над проблемой создания звукового кино. В СССР вопросом записи звука на кинопленку в 20-е годы минувшего века занимался выдающийся ученый-радиотехник Александр Федорович Шорин.
Сын крестьянина-бедняка, в начале XX столетия приехавшего на заработки в Петербург, он сумел получить четыре класса образования, а затем окончить железнодорожное училище. Накануне Первой мировой войны старший машинист Александр Шорин поступил в Петербургский электротехнический институт. Обучение в нем он сможет завершить только в 20-е годы — с началом войны толкового механика призвали в армию, где он работал на постройке и вводе в эксплуатацию Царскосельской радиостанции международной связи.
В годы Гражданской войны Шорин занимался проблемами создания радиовещания в Советской России — для огромной и все еще малограмотной страны именно радио становилось самым важным и оперативным СМИ. Он возглавляет Центральную лабораторию проводной связи и преподает в Электротехническом институте (ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, один из ведущих технических вузов нашей страны).
Важным направлением научной деятельности Шорина стал вопрос механической записи различных звуков и данных на пленку. Помимо кинематографа, это было необходимо, например, в медицине: совместно с Институтом экспериментальной медицины лаборатория Шорина занималась созданием первого аппарата кардиографии, способного записывать токи сердца.
Для кино Шорин изобретал различные способы фиксирования звука на стандартную 35-милиметровую кинопленку. Аппаратура для звукозаписи существовала с начала XX века, однако она была достаточно громоздкой и дорогой. В 1931 году Шориным был создан простой и дешевый аппарат, записывавший звук иглой на стандартную кинопленку, склеенную в кольцо. На пленку длиной 300 метров помещалось восемь часов записи. Выполненную аудиозапись затем можно было воспроизвести на этом же аппарате — достаточно было заменить иглу-резец на иглу для проигрывания.
Прибор получил название в честь изобретателя — шоринофон. Дешевизна и простота этого изобретения позволила использовать его в различных сферах, например, для записи сигналов первых высотных ракет в 30-е годы минувшего века.
В 1933 году на первомайской демонстрации в Москве на Красной площади прозвучало поздравление выдающегося русского ученого-космиста Константина Эдуардовича Циолковского, записанное на шоринофон. В последующие годы в титрах первых советских звуковых фильмов указывалось: «Звук записан по методу профессора Шорина».
Постановлением правительства и реввоенсовета СССР от 22 апреля 1934 года Шорин «за ценные изобретения в деле обороны» был награжден орденом Ленина. По сути, Александр Шорин создал первый портативный диктофон для записи и быстрого прослушивания звука.
В 1940 году появились первые репортажные шоринофоны — облегченный вариант прибора для журналистов. Для бытовых радиоприемников были созданы приставки-шоринофоны, которые могли записывать голос с микрофона или текст радиопередачи.
В годы Великой Отечественной войны на советском радио появились особые разъездные бригады журналистов, оснащенные шоринофонами. Они, передвигаясь по фронтам и армиям, записывали интервью с советскими бойцами и командирами и оперативно передавали их в радиоэфир. Все сохранившиеся радиорепортажи с мест событий 1941–1945 годов созданы именно при помощи простого и дешевого шоринофона.
Но, естественно, это изобретение применялось не только на радио — его активно использовали в военной разведке, для оперативной записи вражеских сигналов и сообщений. Шоринофон с 1938 года производился как штатное оборудование для так называемой приемо-слежечной радиостанции «Чайка», которой оснащались все советские части радиоразведки. Так изобретение Александра Федоровича Шорина внесло свой вклад не только в историю радио и кино, но и в нашу великую Победу.
Читайте нас: