Лента новостей

14:59
Обстановка в Курской области по состоянию на 26 ноября
14:37
Юрий Подоляка о ситуации в Курской области: медленный, но уверенный прогресс, последние новости на 26.11.2024
14:16
Google начала без спроса наполнять сайты «интересными сущностями» — ссылками на результаты поиска
14:11
Вооружённые силы России ушли из Купянска
13:38
Информационное эхо «Орешника»
13:26
Рубль упал до 105 рублей за доллар. Силуанов назвал, кому это выгодно
13:25
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 26 ноября
13:09
Британские разработчики показали возможности нового автономного подводного аппарата
12:47
ЕС выделил армии Иордании деньги на разведку
12:46
СВР России: англосаксы причастны к подрыву «Северных потоков»
12:44
Выбор элит Ирана по отношению к России
12:37
The Washington Post: Украина пытается купить Трампа энергоресурсами и полезными ископаемыми
12:36
Российские власти исключат «Талибан» из списка запрещённых организаций
12:30
Страх от Лондона до Варшавы: от новых ракет Путина нет средств защиты
12:27
Бортников заявил о создании на Украине теневого рынка оружия
12:14
Джон Шемякин про легизм, часть 2
12:12
Обстановка на фронтах: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 26 ноября 2024 года
12:09
На Камчатке появится электростанция мощностью 100 ГВт
12:04
Один погиб, один ранен: водитель открыл огонь по людям в Саратовской области
11:49
iPhone 17 Slim получился настолько тонким, что в него не поместится SIM-карта
11:38
В СВР заявили о причастности англосаксонских спецслужб к теракту на «Северных потоках»
11:30
«План неустойкости» Украины
11:00
Сакс сомневается, что Байден отдал приказ атаковать Россию ракетами в здравом уме
10:53
Грин: передача Байденом ядерного оружия Киеву будет госизменой
10:15
Российские бойцы ведут городские бои за освобождение Купянска от украинской оккупации
10:14
Гуцериев призвал не клеймить Запад геями и оголтелой пропагандой
09:57
Илон Маск раскритиковал бюрократию в Пентагоне
09:54
Ударная волна дошла до Запада - Новости
09:50
Штурм Великой Новосёлки: ключевой шаг к успеху на Запорожском направлении
09:47
На Камчатке появится электростанцию мощностью 100 ГВт
09:40
Хоррор-квесты положительно повлияли на иммунитет
09:37
Три шага для нейтрализации вражеской системы ПВО на Украине
09:35
Бронь не крепка: как Киев добивает свой военный потенциал
09:22
Почти сорок дронов Украины атаковали Россию. Медведев вновь рассказал о красных линиях
09:21
Стрелять по уклонистам - это норма. На Украине обсуждают повышение эффективности военкоматов
09:16
Иноагенты открыли в США фейковое «российское посольство»
09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 26.11.2024
09:04
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 26 ноября, день
08:56
За сутки по Белгородской области ВСУ выпустили более 50 снарядов: последствия и меры помощи пострадавшим
08:51
«Человек боится неопределённости»: физики и психологи — о феномене ретроградного Меркурия
08:37
Иностранным агентам не платим
08:01
Томография показала, что на сосуды действуют даже вейпы без никотина
07:40
Банда – традиционная форма украинской самоорганизации
05:38
Возврат Армии США к ручным самозарядным гранатомётам
05:30
Как виски погубил судно. Трагедия «Green Hill Park»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Воспоминания А. С. Яковлева – человека своего времени

Воспоминания А. С. Яковлева – человека своего времени



А.С. Яковлев за работой


«Надо всегда помнить, что перо – длинная рука из могилы».
«Сёгун» Дж. Клейвелл

История как она есть. После смерти И.В. Сталина на авиаконструктора Яковлева, который, как он сам это отмечал в своих мемуарах, был с ним в довольно доверительных отношениях, начались нападки со стороны его коллег по цеху, обвинявших его в предвзятости, прямом доносительстве и злоупотреблении своим служебным положением – как никак зам. наркома авиационной промышленности.

Вот, например, что сам Яковлев пишет о своих разговорах со Сталиным:

«Уже с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультации по авиационным делам. Первое время меня смущали частые вызовы в Кремль для доверительного обсуждения важных вопросов, особенно когда Сталин прямо спрашивал:

— Что вы скажете по этому вопросу, как вы думаете?

Он иногда ставил меня в тупик, выясняя мнение о том или ином работнике.

Видя моё затруднительное положение, смущение и желая ободрить, он говорил:

— Говорите то, что думаете, и не смущайтесь — мы вам верим, хотя вы и молоды. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективным больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото.

Именно тогда он сказал мне:

— Мы не знаем, кому верить.»
А. С. Яковлев. Цель жизни. Глава «Первый истребитель»

И вот тут возникает вопрос, а о ком конкретно и что именно рассказывал Яковлев, не говоря уже о том, что нам не дано знать, как именно Сталин интерпретировал его рассказы… И чем они могли заканчиваться…

О своих подозрениях в отношении А.С. Яковлева писал авиаконструктор Л. Кербер. Конструктор А.С. Москалёв также написал в мемуарах, что именно Яковлева он винит в том, что его работа над сверхлегким истребителем САМ-13 (1941) и сверхзвуковым РМ-1 (1946) была прекращена по приказу сверху. Весьма нелицеприятным образом отзывался о Яковлеве и такой наш замечательный лётчик-ас, как А. И. Покрышкин, причём опять-таки в книге воспоминаний «В небе над Кубанью». Словом, претензий к нему от разных людей набралось достаточно много, но… мемуары, это и есть мемуары. И обвинения в них бывают очень часто написаны «вилами на воде». Да к тому же ещё и многие из них легко опровергаются сличением дат тех или иных заявлений и реально имевших место событий.

А вот что несомненно и очевидно для всякого, так это то, что сам Яковлев написал своей собственной рукой в своих собственных книгах. В частности, речь пойдёт о том, что в его книгах написано о поставках по ленд-лизу. Вот этот отрывок из его книги «Рассказы авиаконструктора»…


Типичный пример – «истина в умолчании»

Да, всё, что написано у А.С. Яковлева в этом отрывке, истинная правда. Но… получается, что он, приводя одни цифры, был совершенно не осведомлён о других. И опять же, если бы это написал рядовой обыватель или, скажем, студент авиационного вуза, то для 1964 года это было бы нормально. Вот только замнаркома и замминистра авиационной промышленности по общим вопросам (до 1946 г.) не мог не знать, более того – обязан был знать и другие цифры. А именно цифры количества поставок в СССР алюминия, некоторых других цветных металлов, без которых самолет не создать, и, разумеется, авиационного бензина.

Самое смешное, что для того, чтобы все эти цифры знать, вовсе не требовалось быть ни чиновником столь высокого ранга, ни… «маршалом победы». Для этого нужно было только лишь читать газету «Правда» от 11 июня 1944 года, где в тексте «Сообщения советского правительства о поставках по ленд-лизу» давался целый ряд важных сведений.

Воспоминания А. С. Яковлева – человека своего времени




Вот текст этого сообщения

Причём текст «Сообщения…» перепечатали все советские газеты того времени, включая даже армейские. И очевидно – не без умысла, а чтобы они попали к гитлеровцам, а те бы их прочитали и… устрашились! Несомненно, что ему придавалось значение государственной важности ещё и в связи с другой немаловажной причиной. Дело в том, что в марте 1943 года американский посол США в СССР Уильям Стэндли, при котором как раз начали прибывать большие объёмы американской военной помощи, заявил журналистам на пресс-конференции в Москве:

«Российские власти, по-видимому, хотят скрыть факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная Армия сражается в этой войне одна.»

Возник дипломатический скандал, тем более что это было не совсем правдой, поскольку о поставках в СССР писали даже в декабре 1941 года, но, как бы там ни было, а «нехорошее слово» в массы было брошено. В итоге Стэндли пришлось подать в отставку, принятую президентом США, но зато в советской печати количество статей о поставках и американской технике в частности увеличилось сразу в несколько раз. Например, в той же «Правде» тут же была напечатана статья летчика Громова, находившегося в США по поводу поставок американских самолетов, в которой им всем давалась весьма высокая оценка.


Появились даже вот такие плакаты, которых было особенно много на тех улицах, по которым обычно ездили американский и британский послы…

То есть получается, что ничего этого замнаркома А.С. Яковлев у нас не знал. Между тем, консультируя Сталина по вопросам авиации, он не мог не сообщать ему о проблемах с алюминием. Так, в телеграмме Черчиллю от 3 сентября 1941 года Сталин не только сообщал ему о серьёзных потерях в промышленности страны и просил открыть второй фронт, но и запрашивал поставки алюминия, боевых самолетов, и танков. Можно много говорить о том, что самолеты «Харрикейн» были плохие, что танки «Матильда» тоже были плохие, но алюминий-то был хороший, как и авиационный бензин, который тоже нам поставляли. На их качество как раз никто никогда не жаловался. Более того, есть книга: «Народное хозяйство СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.» (http://www.great-country.ru/content/library/knigi/dokumenty_spravochniki_statistika/xoz_1941-1945/xoz_1941-1945-004.php), где масса всяких интересных цифр относительно того, сколько мы всего произвели, а текст «Сообщения…» позволяет эти цифры сопоставить.


Книги Яковлева очень интересно читать по годам и… сравнивать их содержание

Причём… никто не требовал бы от Яковлева восхвалять ленд-лиз как единственный и самый главный источник победы над Германией. В конце концов, и самолеты, и танки – это всего лишь железо, а бензин – вонючая горючая жидкость. Без людей всё это мертво. Бензин можно сжечь совершенно бездарно, а самолеты… угробить в первом же бою, а то и вообще на земле. То есть люди приносят победу оружию, а не оружие людям. Потому что людям, которые слабы духом, даже самое совершенное оружие не поможет. И… ведь это понимали даже «там», недаром американская газета «Вашингтон пост» ещё несколько лет назад напомнила своим читателям, сколько германских дивизий было разгромлено на советско-германском фронте и сколько на западном. И она привела тогда правдивые цифры. И то же самое мог ведь написать в комментарии к правдивым цифрам о поставках и А.С. Яковлев. Но… решил с «правдой» вообще не связываться. А прислушаться к сакраментальной фразе генерала Епишева:

«Зачем нам правда о войне, если она нам не выгодна?»

А с другой стороны, известны и вот эти слова Рафаэля Сабатини:

«Неблагодарность, конечно, человеческое свойство, но проявлять его — ребячество.»


Самолет ЯК-3 никогда бы не имел своих высоких характеристик, если бы для его производства не хватило бы алюминия!

Но в данном случае наша цель отнюдь не в том, чтобы в очередной раз поднимать тему ленд-лиза (об этом здесь на ВО был уже целый ряд публикаций), а в том, чтобы показать, что А.С. Яковлев при всех своих громких званиях, наградах и премиях был… человеком своей эпохи, «человеком системы» и действовал в соответствии с её правилами и предписаниями. Было предписано ругать ленд-лиз, принижать его роль, вот он и писал, как предписано. Было предписано восхищаться Сталиным – он восхищался, сменил его Хрущев – потёк елей и в его адрес, а затем и в адрес Л.И. Брежнева. То есть – и это очень печально, сама система управления нашим обществом была целиком и полностью построена на лжи и лицемерии, и, соответственно, ложь, подтасовки фактов и лицемерие содержали и книги того времени, в частности, мемуары авиаконструктора А.С. Яковлева. Ему, как и всякому нормальному человеку, отнюдь не хотелось переть против общества, даже если он в чём-то с ним и не соглашался. Зачем? Самолеты ему строить позволяется, дачи, машины, ордена, геройские звездочки, премии – он получает. Ах, есть какие-то недостатки? Но ведь это же пережитки прошлого, тяжкое его наследие и результат враждебного нам окружения. А так – мы идём вперёд к победе коммунизма и пролетарского интернационализма. Под руководством… и далее по передовице «Правды».


Если говорят, что красивый самолет – «летучий самолет», то это как раз про самолеты А.С. Яковлева

Причём самое неприятное в этом заключается в известной фразе: «благими намерениями выложена дорога в ад». Вот Яковлев в очередной раз не привёл в своей книге данных из официального источника ЦК ВКП(б). Но эти данные никуда не пропали. Пожелтевшие от времени страницы советских газет их сохранили. И, несомненно, находились люди, которые эти газеты читали, эти цифры находили и сравнивали с советским официозом более позднего времени.


Красный Як-18 тоже очень красив...

Зарубежным пропагандистам такая ситуация была настоящим подарком. Они совершенно справедливо, ссылаясь на наши же источники, мемуары того же Жукова, других маршалов, а также книги авиаконструктора Яковлева, могли писать, что в СССР замалчивается неугодная ему история, что печатное слово у нас – это сплошной фальсификат. «Да вы сами убедитесь!» – патетически мог воскликнуть любой журналист или политический деятель Запада, и… да, посмотрев указанную газету, можно было в этом вполне убедиться. Ну а дальше, дальше можно было бы уже писать про нас абсолютно всё что угодно, в том числе и вымысел, – и люди поверили бы этой пропаганде только потому, что имели возможность убедиться в том, что всё это так оно и есть.


Бюст Яковлева в Парке авиаторов это ещё и памятник человеку ушедшей эпохи. Который думал одно, делал другое, а говорил (или писал!) третье…

То есть подобная ложь приводила к подрыву доверия к советской прессе (и государству) со стороны всё большего и большего числа советских граждан, к размыванию информационного фундамента общества. Впрочем, удивляться тут нечему, ведь ещё в своей статье «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) В.И. Ленин писал:

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.»

Вячеслав Шпаковский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх